Памятник в Той-Тепе, 2010 год
В двух из этих шести городов, Той-Тепе и Пскенте, памятники оказались «подкорректированы» в соответствии с идеологически-верным подходом. Иначе говоря, были удалены их «лишние» части в виде самих солдат, но оставлены статуи женщин – одной провожающей, и одной, выражающей горе тяжелой утраты.
Памятник в Той-Тепе, 2010 год
В Той-Тепе, городе в двадцати пяти километрах к югу от Ташкента, где еще несколько лет назад в целости и сохранности стояла скульптурная композиция в виде трех уходивших на фронт солдат и гладевшей им вслед женщины, выяснилось, что фигур советских воинов больше не существует. По словам местных жителей, их выломали примерно два года назад (образно выражаясь, уничтожили во второй раз).
Памятник в Той-Тепе, 2010 год
Попутно была снесена и находившаяся недалеко от памятника стела, воздвигнутая в память о погибших участниках афганской войны. Теперь на ее месте растет трава. Правда, мраморная плита с именами той-тепинских «афганцев» по-прежнему стоит возле табличек с перечнем той-тепинцев, не вернувшихся с Второй мировой.
Памятник в Той-Тепе, 2010 год
Можно по-разному относиться к советской войне в Афганистане, однако следует заметить, что в Узбекистане ей не было дано никакой официальной оценки, не было ни заявлений, ни постановлений о том, что она была никому не нужной и памятники ее участникам необходимо убрать, – мемориал в Той-Тепе ликвидировали без объяснений.
Клумба на месте памятника солдатам в Той-Тепе, 2015 год
В Пскенте, городе четырнадцатью километрами южнее Той-Тепы, я увидел, как в преддверие праздника рабочие приводят в порядок небольшой парк, в центре которого стоял памятник Скорбящей матери. Оказалось, что еще месяц назад за ее спиной располагались барельефы с изображениями советских солдат, но недавно их соскоблили.
Недавно снесенный памятник погибшим в Афганистане, Той-Тепа, фото 2010 года
С мемориалом, существовавшим в Буке, городке неподалеку от Пскента, разделались уже давно, более десяти лет назад. Он, правда, в отличие от обычных военных памятников, был сильно идеологизирован – на возвышающемся посреди города холме, на высоком пьедестале была установлена скульптура человека с факелом в руке, а за ней широкие плиты с сюжетами, увековечивающими военные и трудовые подвиги советского народа, начиная с гражданской войны.
Памятник Скорбящей матери в Пскенте, 2015 год
Человека с факелом срезали, оставив только пьедестал, а с воздвигнутого перед холмом памятного стенда посбивали таблички с именами погибших на фронте жителей Буки. Теперь на нем высокопарным слогом написано, что народ, нация и родина, подобно руслу реки, начинаются с семьи. Остались лишь заброшенные стелы-плиты, между которыми по утрам и вечерам горожане пасут свой скот. Ну, а невдалеке от холма – ухоженный парк, в котором блестит свежей краской статуя Скорбящей матери.
Мемориальная доска в Буке, 2015 год
И всё-таки пока что в Узбекистане снесены далеко не все памятники бойцам Великой Отечественной (тем более что у людей подобного желания совершенно нет). Однако продолжающаяся их «зачистка», осуществляемая по указанию первого лица, говорит о том, что оставшиеся монументы, скорее всего, постигнет та же участь.
Стела в Буке, 2015 год
А их в республике до сих пор немало, ведь во время войны погибло очень много воинов-узбекистанцев – сотни тысяч. В некоторых городах для увековечивания их памяти были возведены целые мемориально-архитектурные ансамбли. Трудно сказать, в каком состоянии они пребывают сейчас, и сохранились ли вообще.
Памятник Скорбящей матери в Буке, 2015 год
Всё это значительно отличается от ситуации со сносом советских памятников в Прибалтике или в Закавказье. Если там их, как правило, ломали или переносили после долгих дискуссий, принятия соответствующих законов и их утверждения в местных парламентах, в условиях освещения этого процесса прессой, то в Узбекистане не было и нет ничего подобного.
В медийном пространстве царит тишь да благодать. Ислам Каримов встречается с Путиным и другими главами стран СНГ, как обычно, произносит правильные речи о необходимости особого отношения к фронтовикам, о сохранении человеческой памяти, а позже выясняется, что в то же самое время рабочие разносили в пыль и прах очередной монумент.
В итоге в Узбекистане вроде бы не происходит ничего особенного, но через несколько лет обнаружится, что памятников-то уже и нет. А десятью-пятнадцатью годами позже на вопрос о войне молодые люди ответят: «Война?.. Какая война?.. Да-да, мы что-то такое где-то слышали…».