В Узбекистане собираются ввести штраф за ведение делопроизводства на русском языке

Суббота, 25 Апреля 2020

Законопроект, предлагающий ввести в Узбекистане штрафы для должностных лиц за неиспользование государственного языка (а статус такового присвоен только узбекскому) в делопроизводстве, разработан Министерством юстиции и размещен для обсуждения на госпортале СОВАЗ 25 апреля, сообщается на Телеграм-канале ведомства. Обсуждение документа продлится до 10 мая. 

«Государственным языком в республике, согласно статье 4 Конституции, является узбекский язык. Статья 9 закона «О государственном языке» гласит, что в органах государственной власти и управления работа ведется на государственном языке и по необходимости обеспечивается перевод на другие языки», - напоминают разработчики законопроекта.

Со ссылкой на статью 10 упомянутого выше закона авторы утверждают, что «на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях делопроизводство, учетно-статистическая и финансовая документация ведутся на государственном языке, а в коллективах, где большинство работающих не владеет узбекским языком, наряду с государственным языком может осуществляться и на других языках».

В качестве аргумента, «снижающего уважение и внимание к государственному языку», служащие юридического ведомства называют тот факт, что «в настоящее время в некоторых государственных учреждениях делопроизводство ведется не на государственном языке, а на другом». Не уточняя при этом – о каком именно языке идет речь.

«В статье 42 Кодекса об административной ответственности говорится о нарушениях законодательства о государственном языке, но ответственности за неиспользование государственного языка в делопроизводстве госучреждений нет», - настаивает Минюст.

По мнению разработчиков законопроекта, главная причина того, что «некоторые госучреждения не соблюдают требования законодательства и не используют государственный язык в процессе работы», как раз кроется в отсутствии соответствующего наказания.

Учитывая данное обстоятельство, Кодекс об административной ответственности (КОАО) предлагается дополнить статьей 42-2. И если документ, лоббируемый Минюстом, будет одобрен и вступит в силу, то за «неиспользование государственного языка должностными лицами в процессе делопроизводства» то или иное ответственное лицо может схлопотать штраф в размере от 2 до 5 базовой расчетной величины (БРВ) – 446 тыс. сумов - 1,1 млн сумов (примерно $44.6-110).

Как подчеркнули в Минюсте, такое решение было принято специалистами ведомства после изучения опыта ряда стран, в числе которых Таджикистан, Украина, Латвия и Литва (с тем, какие страсти кипели в странах Балтии, когда власти объявили вне закона русский язык, можно ознакомиться здесь).

На данном этапе в портал поступило всего два предложения. Если автор первого из них ратует за скорейшее претворение в жизнь наказания за «неиспользование госязыка в процессе деятельности госорганов», то второй предлагает подходить к этому серьезному вопросу более взвешенно. «Ориентироваться на Украину точно не стоит. Чего они этим добились - Майданом и войной внутри страны! Повышать привлекательность языка надо в саду и школах! Мультиками интересными, фильмами содержательными! С детства!» - призывает он законотворцев.

К слову, красная бегущая строка на сайте по обсуждению проектов на текущий момент извещает, что «документы, в которых отсутствует текст на государственном языке, будут удаляться без уведомления инициатора проекта со стороны администрации портала».

Снимок экрана

Снимок экрана


Соб. инф.