По словам Хасанова, доступ к эфиру и публикациям в СМИ будут получать только те медиаматериалы, которые успешно пройдут данную экспертизу. Специальная группа экспертов будет проводить оценку содержания на соответствие государственной политике, национальным и общечеловеческим ценностям, а также принятым моральным критериям. Эксперты также будут анализировать его влияние на воспитание молодого поколения и национальный менталитет.
Сообщается, что решение было принято Министерством культуры, Центром духовности и образования, Узбекской ассоциацией СМИ и Агентство информации и массовых коммуникаций. В процесс «экспертизы» планируется вовлечь и другие ведомства, в частности, Агентство информации и массовых коммуникаций, Агентство кинематографии, Национальная телерадиокомпания и Национальная медиа-ассоциация Узбекистана.
Это заявление прозвучало в то время, когда узбекские артисты и без того подвергаются преследованию со стороны государства, в частности, за «неподобающую одежду» и тому подобные «несоответствия» моральному облику (а относительно недавно – и за отказ давать бесплатные концерты хлопкоробам). Теперь же, в соответствии с новым замыслом, каждое выступление на сцене должно быть предварительно согласовано с властями.
Радио «Озодлик» записало несколько развернутых комментариев по поводу предложенного властями нововведения.
По словам активиста общества прав человека Узбекистана «Эзгулик», журналиста Абдурахмана Ташанова, «духовная экспертиза» – это не что иное, как цензура, и новые нормативы противоречат Конституции. (82-я статья Конституции Узбекистана запрещает любую цензуру, то есть любое предварительное согласование с начальством на предмет «соответствия госполитике» и т.д..)
«Можно понять, если заключение ведомства по организуемой «духовной экспертизе» носит рекомендательный характер для творческих продуктов и не приводит к ответственности или приостановлению материала. Но если в Узбекистане, чей рейтинг постоянно снижается в вопросах свободы слова, устанавливают цензуру и принимают такие противоречащие закону нормативы, Конституционный суд должен немедленно отменить такие нормативные акты», – сказал Ташанов.
По мнению адвоката Озода Джурабаева, аудитория и зритель должны сами решать, что смотреть, а что нет, так как они потребители медиапродукции. Применение национальных, этических норм к зарубежной медиапродукции крайне нелогично, считает он.
«Для того чтобы решения были общеобязательными, норматив должен пройти регистрацию в Министерстве юстиции в установленном порядке. Даже если это так, стандарты должны применяться добровольно, согласно международному и местному законодательству, и это должно быть выбрано потребителем», – сказал юрист.
Журналист Ильяс Сафаров напоминает, что такая практика уже была в Узбекистане, «когда всё рассматривали через лупу духовности».
«Идея духовной экспертизы медиапродукции в Узбекистане не может не вызывать глубокую тревогу. Прежде всего, мы хорошо понимаем, что сама духовность является очень субъективным, неопределенным и уникальным понятием для каждого человека.
При этом вопрос о том, кто и с помощью каких шаблонов будет измерять медиапродукты. Во-вторых, что мы будем делать с зарубежной медиапродукцией? Будут ли они теперь проходить через сито узбекской духовности? Можем ли мы адаптировать их к себе или полностью прекратим показ зарубежной медиапродукции в стране?», – высказал ряд вопросов Ильяс Сафаров.
Конституция Узбекистана
После того как заявление Центра духовности и просветительства подверглось критике в социальных сетях, ведомство выступило с заявлением. Там считают, что инициатива не влияет на свободу слова и творческую деятельность. А «приоритетным является вопрос сохранения национальной идентичности», говорится в заявлении. При этом, непонятно чьей именно, ведь Узбекистан - многоэтническая страна. К тому же узбекистанцы не уполномочивали чиновников заниматься блюдением их нравственности.
Понятно, что это очередной удар по свободе самовыражения, и, шире – свободе слова, который, помимо прочего, опустит Узбекистан в международных рейтингах еще ниже (а эти рейтинги напрямую связаны с инвестиционной привлекательностью).
В отчете, опубликованном правозащитной организацией Human Rights Watch в прошлом месяце, отмечается, что ситуация с правами человека в Узбекистане в 2023 году значительно ухудшилась. По данным организации, уголовное преследование блогеров и журналистов в течение года нанесло серьезный удар по свободе слова и мнений в стране.
В 2023-м году в рейтинге свободы прессы от организации «Репортеры без границ» опустился на 5 позиций и занял 148-е место из 180 стран и территорий; ситуация со свободой СМИ в стране оценивается как «очень серьезная».