В Узбекистане подводится законодательная база в виде «аварийности» для сноса многоэтажных домов

Вторник, 30 Июля 2024

Несколько дней назад опубликован проект закона «О реновации градостроительства». Согласно этому документу, изданному только на узбекском языке, в стране необходимо повысить энергоэффективность жилых и нежилых объектов, увеличить зеленые зоны, обновить внешний архитектурный облик городов, СНЕСТИ И РЕКОНСТРУИРОВАТЬ АВАРИЙНЫЕ И УСТАРЕВШИЕ ОБЪЕКТЫ, а также юридически правильно регулировать защиту прав собственников.

Отмечается, что в республике насчитывается около 42 тысяч многоквартирных домов, из них 30.795 (73 процента) построены до 1991 года, из них 1032 требуют инструментального технического обследования, а 223 признаны сейсмически уязвимыми зданиями. Поэтому возникает необходимость обновления (реновации) объектов жилого фонда с точки зрения архитектуры, экономики, социума и экологии, говорится в проекте.

Главный пункт законопроекта – о необходимости сноса ряда построенных в советское время многоэтажных домов под предлогом их «несейсмостойкости» (с последующим возведением на их месте современных жилых комплексов, о чем в законопроекте, правда, уже не говорится), - замаскирован фразами об увеличении зеленых зон, обновлении облика городов и т.д. Мол, кто будет возражать против увеличения зеленых зон? Практика, однако показывает, что зеленые зоны и городские парки при Мирзиёеве постепенно застраиваются, то есть в действительности ни о каком увеличении зеленых зон не идет и речи.

Упомянутые в законопроекте сведения о якобы выявленных 223 «сейсмически уязвимых» зданиях, тоже не вызывают доверия. Кто, когда и где обследовал-выявлял такие здания? Ответа нет. Запущенные и разрушающиеся дома в Узбекистане действительно есть, особенно в небольших областных городах, где в 1960-1970-е годы строились двухэтажки, которые кое-где превратились в аварийные (например, в каракалпакском Тахиаташе). Но достоверность заявлений о том, что подобных строений сотни, весьма сомнительна.

«У меня создается впечатление, что «проект закона о реновации» - это новый способ реализации хотелок частных «инвесторов» на земельные участки под видом государственных нужд в виде необходимости заменить якобы устаревшее и аварийное жилье, - высказался по этому поводу сетевой автор, пишущий под псевдонимом Rudok Karud. - Частные нужды подаются под видом государственных, со всеми вытекающими, где собственника могут выселить через суд, достаточно доказать, что конструкции дома устарели и износились - тогда даже если не наберется 2/3 согласия собственников, и даже если никто не даст согласия, ничего не поможет - дом попадает под слом под статусом «аварийное жилье. (…) При этом размер компенсации будут определять все, кому не лень, кроме самого собственника, как при государственных нуждах».

Комментатор обращает внимание, что в 41-й статье законопроекта, об определении размера компенсации, говорится, что последний должен будет определяться «по соглашению между собственником и Дирекцией, при недостижении такого соглашения размер компенсации определяется в судебном порядке».

При этом, согласно статье 49, собственникам зданий, сооружений и земельных участков запрещается совершать действия, влияющие на распоряжение принадлежащим им имуществом в зоне градостроительной реновации.

«Законопроект о реновации, который сейчас имитируется как обсуждаемый, это отмена конституционного права на собственность, право на то, что лежит в основе всех прав. Отмена права собственности с отменой права собственника на установление стоимости собственности есть скрытая форма конфискации собственности и отмена всех прав вообще, потому что с потерей права собственности защищать больше нечего. Далее потеря права на самого себя», - считает житель Ташкента Арустан Жолдасов.

1

Иллюстративное фото

Напомним, что почти пять лет назад, в октябре 2019 года, Министерство жилищно-коммунального обслуживания и Министерство строительства представили результаты описи многоэтажных домов в рамках программы реновации, которая начала разрабатываться еще тогда.

Заместитель министра строительства Шухратходжа Хашимов, выступая по этому поводу в Олий Мажлисе (нижней палате парламента Узбекистана – ред.), поведал, что в Узбекистане около 35 тысяч многоэтажных домов не соответствуют «современным сейсмическим и энергетическим стандартам».

Он сообщил, что в стране проведен техосмотр 80 процентов многоэтажных домов. «После [полного] завершения технического осмотра планируется снос многоэтажных, сейсмически неустойчивых домов», - заявил Хашимов.

Его слова о предстоящем сносе вызвали шквал возмущения среди интернет-пользователей. Во-первых, потому что были откровенной ложью: многоэтажные дома как раз-таки сейсмически устойчивы, в отличие от одноэтажных, построенных без специальных сейсмопоясов. Во-вторых, потому, что никакого техосмотра нигде или почти нигде не проводилось. И в-третьих, потому что все понимали подоплеку подобной «проверки».

Комментаторы указывали, что их дома никакая комиссия не проверяла, и заявление об этом – открытый обман, подводящий основание для сноса домов, расположенных на «лакомых» территориях (в лучших местах столицы). Многие обращали внимание, что списка этих самых аварийных домов никто так и не показал, то есть ими можно объявить любые многоэтажные здания в любом городе Узбекистана, на которые укажет застройщик и стоящие за его спиной представители исполнительной власти.

«Появилась очень интересная размытая формулировка: «имеются признаки аварийного состояния», - отметил один из читателей. - То есть аварийным они дом признать не могут, но признаки есть. (…) Можно придраться к любой 4-5-этажке, земля под которой понравится застройщику. И если раньше речь шла о 2-этажных домах, то теперь это любые дома».

«С учётом сложившейся практики, считают эксперты, можно предположить, что объемы так называемого аварийного жилья, подлежащего ликвидации, будут увеличиваться пропорционально возрастанию аппетитов бесчисленных строительных компаний малопонятного происхождения», - дал своё объяснение происходящему независимый сайт Uzmetronom.

При этом о фундаментальных правах частных собственников, в том числе таких как право жить в своем собственном доме (квартире) и право на его самостоятельную оценку, не шло и речи. Мол, если власти решили, что дом следует снести, а собственнику выдать такую компенсацию, которую захотели выдать они сами, - значит, так и должно быть.

Интернет-комментаторы указывали, что многоэтажные дома, построенные в 1966-1990 годах, после разрушительных землетрясений в Ашхабаде, Ташкенте и Газли, отличаются повышенной прочностью, поскольку возводились с учетом 9-10-балльной сейсмической активности и были рассчитаны на эксплуатацию в течение ста лет. То есть, они заведомо прочнее сегодняшних новостроек, хозяева которых иду на всевозможные ухищрения ради уменьшения стоимости строительства.

Таким образом, по мнению интернет-общественности, заявления про аварийность многоэтажек советского времени - просто предлог для наглого отъема земли в пользу связанных с властью застройщиков.

О необходимости осуществления программы реновации (обновления) президент Шавкат Мирзиёев объявил в декабре 2018 года, всего через два года после своего прихода к власти. «На месте устаревших многоэтажных домов с истекшим сроком эксплуатации нужно строить дома с самыми современными условиями», - сказал он.

К этому времени Мирзиёев почти полностью охладел к реформам и погрузился в процесс застройки «государственной» земли, с сопутствующим выселением проживающих на ней собственников. Едва ли не каждый его новый указ или постановление, относившиеся к данной сфере, прямо или косвенно были направлены на облегчение отъема земельных участков в пользу малоизвестных частных застройщиков, предположительно делящихся с ним либо с членами его семьи получаемыми прибылями.

Статьи по теме:

«Сейсмически неустойчивые». В Узбекистане пытаются подвести основание под снос советских многоэтажек


Соб. инф.