Ранее в социальных сетях появились призывы к проведению акции в поддержку арабского народа Палестины. Активисты подготовили баннер с изображением памятника средневековому завоевателю эмиру Тимуру, и людей с флагами Узбекистана и Палестины. Время и место акции были указаны на баннере: «29 октября, 14:00, сквер Амира Темура (эмира Тимура – ред.)». Также на баннере были напечатаны призывы «Плечом к плечу с Палестиной», «15 суток меня не пугают» и «Если нас будет много, нас услышат».
Для участия в акции собралось около ста человек. По сообщениям СМИ, правоприменительные органы были осведомлены о планируемом мероприятии, поэтому на месте были сотрудники ОВД и Национальной гвардии, а также специально подогнанные автозаки.
Милиционеры задержали и доставили участников протестов в отделы внутренних дел, а затем, после проведения профилактических бесед, большую часть из них отпустили. В отношении некоторых задержанных были оформлены административные протоколы по статье 201 Административного кодекса («Нарушение порядка организации, проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций) РУз, материалы переданы в суд.
Между тем, митинг – это в переводе с английского просто «встреча» и, казалось бы, граждане страны, как свободные люди, имеют законное право беспрепятственно встречаться с друг другом, обсуждать общественно-значимые вопросы и выражать свою позицию.
Ташкентский активист и блогер Тимур Исмаилов, глубоко изучивший правовые нормы, регулирующие проведение митингов и других общественно-массовых мероприятий, отмечает, что это не так. Если бы в Узбекистане уже не действовал советский закон 1988 года (Указ Президиума Верховного Совета от 27.07.1988 – ред.), определяющий порядок проведения массовых собраний, то, поскольку президентом не введен режим ЧП, на основании статьи 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статей 15, 20 и 38 Конституции, данный митинг был бы полностью законным. Однако нормы установленного в 1988 года порядка, а также административную и уголовную ответственность за их нарушение, оказывается, никто не отменял.
«Ещё весной прошлого года я обратил внимание, что сейчас в Узбекистане стимулируется «силовой» подход к проведению собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, - пишет Тимур Исмаилов. - Другими словами, если будешь пытаться действовать по закону, то твоим правом будут пренебрегать (…). Но если просто возьмёшь и через силу сделаешь, то, наоборот, всё может получиться. Судя по комментариям в Интернете, многие так и считают: «Есть закон, нет закона - какая разница? Всё равно всем по 15 суток впаяют», поэтому [они] просто берут в руки Конституцию как талисман и выходят на протесты.
Хотя подобный «силовой» метод выверен всей историей человечества, он опасен так как напрямую ведёт к хаосу, от которого будут страдать и сотрудники силовых структур. Этот вопрос поднимался и на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1988 года, когда депутаты решали, утверждать порядок собраний, митингов и т. п. законом или нет. Это наглядно продемонстрировал в январе прошлого года и соседний Казахстан с убитыми правоохранителями и подожжёнными полицейскими участками. К сожалению, сейчас предпочитается купировать симптомы проблемы, чем решать её причины. Однако, с ростом игнорирования законности люди перестают прислушиваться к «стращаниям».
Первым массовым подтверждением данного прогноза были прошлогодние события в Каракалпакстане. На замечание одного из Telegram-каналов, что организатор манифестаций Д. Тажимуратов подал заявление о своём митинге не по порядку, в ответ дословно прозвучало: «нас законы и нормы дикт[ат]орского режима не интересуют». Можно ли их винить?
Теперь же обратите внимание на надпись внизу призыва к сегодняшней демонстрации в поддержку Палестины. Там говорится: «15 суток меня не пугают. Если нас большинство, нас услышат».
(…) Тот факт, что подобное озвучивается публично, то есть, что необходимо выражать общественное мнение толпой, так как в Узбекистане по любому всех посадят, - это очередное подтверждение прошлогоднего неутешительного прогноза.
Чего ждать дальше? Пока игнорирование общественной активности и силовое её подавление является действенным, так как в обществе массово преобладает мнение, что у нас всё «прижимают», незаконно запрещают, так что единственное, что остаётся делать, это собрать массы и «шуметь» (…). Следующим шагом может быть очередное законотворчество МВД, вводящее репрессивный разрешительный порядок взамен советского уведомительного и превращающее право на мирные собрания в недостижимую привилегию (…).
И что делать?
Сейчас в Узбекистане формально действует не идеальный (так как срок слишком большой для реалий ΧΧΙ века), но приемлемый механизм проведения организуемых собраний - заяви за 10 дней и полный вперёд, с соблюдением общественного порядка, что прямо требует пункт 4 указа.
Соответственно органам МВД, Нацгвардии и остальным силовым структурам, особенно на местах, необходимо не стращать народ, а разъяснять, каким порядком регулируется организация и проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в сегодняшнем Узбекистане и что содержат его действующие нормы. (…)
Наоборот, замалчивание этого права людей или требование несуществующих и противозаконных «разрешений» напоминает попытку удерживать крышку кипящего чайника. Увы, она уже слетает. А если человек открыто заявляет по порядку и намерен организованно провести общественную активность, то подобное нужно приветствовать и поощрять, ведь за 10 дней органы МВД могут проверить и перепроверить любого организатора, а также совместно проработать меры по обеспечению пресловутого общественного порядка», - отмечает Тимур Исмаилов.