7 августа в мессенджерах и соцсетях был размещен медиаматериал, направленный на дискредитацию автора серии критических статей, добропорядочную жену и мать семейства. В нем было заснято половое сношение мужчины и женщины на балконе одного из многоэтажных домов в жилом комплексе Аlmazаr City (будто бы его скрытно снял некто из дома напротив). На записи невозможно даже примерно идентифицировать личность девушки, занимающейся сексом с неизвестным мужчиной, однако неизвестный распространитель «компромата» сопроводил его специальной надписью, в которой утверждается, что партнершей мужчины на балконе является именно журналистка Qalampir.uz Феруза Нажмиддинова, и добавил несколько ее фотографий. В ряде групп Фейсбука с десятками тысяч подписчиков видео «провисело» чуть ли не до вечера, вызвав невиданный ажиотаж и шквал возмущенных комментариев пользователей.
На разгоревшийся скандал отреагировало МВД. Пресс-служба ведомства заявила, что на данном видео засняты иностранные граждане. «Они официально состоят в браке, у них двое детей. В Ташкенте они занимаются предпринимательской деятельностью», - говорится в сообщении.
Отмечается, что иностранцы никак не нарушили узбекское законодательство. Однако действиям лица, которое распространило видео в социальных сетях, будет дана правовая оценка.
В настоящее время представители МВД пытаются установить личность правонарушителя. Возбуждено уголовное дело согласно статьям 139 (Клевета) и 141 (Нарушение равноправия граждан) Уголовного кодекса Узбекистана.
Очевидно, что подобные, специально изготовленные, видеоролики не появляются сами по себе. Кому же перешла дорогу Феруза Нажмиддинова и что предшествовало этому «акту мести»?
Журналистка Феруза Нажмиддинова. Фото с сайта Дарё.уз
Выяснилось, что накануне, 6 августа, Qalampir.uz опубликовал очередной критический репортаж-расследование Нажмиддиновой с громким названием «Кто «крышует» рестораны на Tashkent City? (комплекс высотных зданий Tashkent City - вотчина связанного с президентом Мирзиёевым крупнейшего предпринимателя-монополиста и одновременно градоначальника Ташкента Джахонгира Артыкходжаева – ред.) Почему не работают требования Спецкомиссии?», в котором рассказывается о «вольной воле» держателей ресторанного бизнеса на этой территории, которые, игнорируя запрет Специальной комиссии по борьбе с коронавирусом, продолжают работать и после 20:00, что не дозволено другим.
В выпущенном следом редакцией издания специальном заявлении по поводу случившегося, в частности, указывается, что именно данный факт и мог вызвать крайнее раздражение и ещё большее недовольство журналисткой со стороны считающей себя «всемогущей» и «избранной» публики, поскольку она и ранее не раз сталкивалась со случаями давления и угроз за свою профессиональную деятельность. В нем также особо подчеркивается, что Феруза Нажмиддинова и впредь (несмотря ни на какие препятствия) будет активно освещать происходящие в социально-экономической жизни страны нарушения.
«Сегодня мы живём в то время, когда очень просто за «шесть секунд» (ставшее у узбекистанцев ироничной цитатой выражение мэра Ташкента Джахонгира Артыкходжаева, высказанное им почти 2 года назад в качестве угрозы «сделать геями» журналистов Kun.uz) опозорить любого человека, в любое время облить его грязью и наблюдать за этим, дискредитировать его и таким образом отомстить ему», - резюмирует редакционный коллектив Qalampir.uz.
Реакция на инцидент с журналистом в среде интернет-общественности оказалась настолько бурной, что к требованиям найти неизвестных возмутителей спокойствия и их наказанию присоединились практически все официальные лица из разного уровня госорганов, включая старшую дочь президента Шавката Мирзиёева Саиду (заместитель главы Попечительского совета общественного фонда поддержки и развития национальных масс-медиа), которая, по наблюдениям, избирательно вмешивается в подобного рода конфликты. На этот раз она даже инициировала акцию под хэштегом #men_feruzaman (#я _ feruza), выступив со специальным видеообращением, в котором призвала женщин-журналистов и блогеров не опускать руки. «Не позволяйте шантажу и клевете сломить вас! Я с вами!», - заключила она.
Выступившие против травли журналистки Калампир.уз
С осуждением провокационного случая, на защиту оскорбленной чести Ферузы Нажмиддиновой дружно встали глава Сената Танзиля Нарбаева, омбудсмен Феруза Эшматова, руководитель Попечительского совета общественного фонда поддержки и развития национальных масс-медиа Камил Алламжонов, пресс-секретарь МВД Шохрух Гиёсов (тот самый, что недавно назвал задержанных милиционерами, а затем погибших граждан «проклятыми богом людьми»), депутат Законодательной (нижней) палаты Олий Мажлиса Расул Кушербаев и другие узнаваемые персоны.
Шохрух Гиёсов сообщил, что «ситуация находится на контроле министерства», и напомнил об ответственности «за публикацию ложной и клеветнической информации», подчеркнув, что в ведомстве «ценят работу журналистов в рамках беспристрастности, открытости и прозрачности, и всегда готовы защитить их». ГУВД Ташкента, куда обратилась 7 августа сама потерпевшая с заявлением о «принятии законных мер в отношении оклеветавших её лиц», начало оперативную разработку фактов по доследственной проверке.
«Феруза, мы с вами! Мы на вашей стороне!» - заявила председатель Сената Танзиля Нарбаева, назвав ситуацию «одним из самих вопиющих случаев ущемления не только профессиональных прав журналиста, но и базовых, человеческих прав». Она пообещала, что «не допустит продолжения организованной травли в сети».
В своем заявлении омбудсмен Феруза Эшматова высказалась о «противоречии нормам закона действий, направленных на то, чтобы заставить замолчать смелого журналиста, которая в критическом и аналитическом духе поднимает проблемы людей в рамках защиты прав человека и работы с обращениями». Выразив уверенность, что «критических и аналитических материалов благодаря объединению журналистов станет ещё больше», а «смелые и бесстрашные труженики пера от таких ударов станут ещё закалённее».
В таком же духе солидарности высказались и остальные официальные лица. Это, конечно же, радует, но поражает некая избирательность в отношении к объектам травли и преследования, что порождает сомнения в искренности чиновников.
Ведь у нас уже немало примеров того как сильные мира сего могут поступать с неугодными журналистами и блогерами за то, что те пытались рассказать правду об их коррупционных деяниях.
Стоит, например, вспомнить об Отабеке Саттори, популярном блогере из города Термеза Сурхандарьинской области, чье дело было сфабриковано в угоду неким заказчикам, спускавшим команды как прокурорам, так и судьям, а сам он приговорен к 6,5 годам лишения свободы.
Почему-то в его случае влиятельные персоны от власти не поспешили сплоченным коллективом ринуться в бой за справедливость. Так что же это, если не избирательный подход?..
Комментарии