45-летнего активиста обвиняют по статьям 307 ч. 2 УК РТ (Организация экстремистского сообщества), (Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РТ с использованием Интернета), 187 УК РТ (Организация преступного сообщества (преступной организации)).
Первое судебное заседание прошло в закрытом режиме в СИЗО ГКНБ Душанбе, где подсудимый содержится с момента своего ареста.
По информации источника в правоохранительных органах Таджикистана, Ораз Вазирбеков был подвернут жестоким пыткам.
Адвоката у Вазирбекова нет. Семья не смогла найти в Таджикистане ни одного адвоката, готового защитить интересы общественного активиста. Известно, что следствие предоставило ему государственного защитника.
Таджикские адвокаты отказываются от защиты по политическим делам этнических памирцев, опасаясь лишиться своей лицензии и карьеры.
По признанию представителей судебной системы Таджикистана, решения по политическим процессам спускаются сверху.
Ораз Вазирбеков
Памирские общественные активисты Ораз Вазирбеков и Рамзи Вазирбеков были похищены спецслужбами Таджикистана в Москве и принудительно доставлены в Душанбе 29 июля 2022 года.
Они были задержаны в московском аэропорту Домодедово по прилету из Екатеринбурга.
Позже на пропагандистском канале «Бехдошт», принадлежащем ГКНБ Таджикистана в YouTube было опубликовано видео с участием похищенных памирских активистов, признающихся в том, что они приехали в Таджикистан добровольно и готовы ответить на вопросы таджикских правоохранителей.
Пользователи сети обратили внимание на неестественное поведение, жестикуляцию и глаза задержанных, предполагая, что похищенным активисткам могли быть введены инъекции запрещённых препаратов.
Ранее Ораз Вазирбеков и Рамзи Вазирбеков записали обращения, в которых они признавались, что их жизни грозит опасность и насильственная экстрадиция.
Это не первое похищение людей таджикскими спецслужбы на территории России, напоминает Анора Саркорова.
По ее словам, Рамзи Вазирбеков и Ораз Вазирбеков продолжали оставаться принципиальными противниками режима Эмомали Рахмона, открыто критиковали грубейшие нарушения прав человека в Таджикистане.
Ораз Вазирбеков имеет российское гражданство и последние годы постоянно проживал в России.
Многие таджикские граждане стремились получить гражданство России в надежде, что его наличие станет для них гарантией безопасности и защитит от репрессий со стороны официальных властей Душанбе.
В Таджикистане, тем временем, продолжаются массовые преследования уроженцев Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО).
Таджикские власти пытаются бороться со своими оппонентами и недовольными деятельностью действующей власти Таджикистана. Всех, кого привлекли к уголовной ответственности и арестовали, пытали, чтобы добиться показаний против них и их окружения.
Следствие и суды над ними проходят формально, без соблюдения равенства сторон, без участия адвокатов.
Несколькими днями ранее Анора Саркорова сообщила о приговоре, вынесенном в Душанбе 33-летнему уроженцу ГБАО Руслану Лашкарбекову. Суд, состоявшийся 28 сентября, признал его виновным по статьям 182 часть 2 (Захват зданий, сооружений, средств сообщения и связи) и 35 часть 1 (Соучастие в преступлении), и приговорил к 10-летнему заключению.
Лашкарбеков, этнический памирец, был задержан в Москве 2 августа.
Во время ареста мужчина выпрыгнул в окно со второго этажа. Однако был схвачен поджидавшими его внизу тремя сотрудниками российских правоприменительных органов.
Несмотря на грозившую Руслану Лашкарбекову опасность и сфабрикованные обвинения российская сторона выдала его таджикским силовикам.
4 августа мужчина был насильно экстрагирован в Таджикистан, где содержался под стражей в СИЗО Душанбе.
Никто из родственников не был извещён ни об его экстрадиции в Душанбе, ни о предъявленных ему обвинениях.
Следствие и судебный процесс прошли в закрытом режиме, без участия адвоката.
Руслан Лашкарбеков
В Таджикистане за последние несколько месяцев к пожизненному и длительным срокам заключения были приговорены десятки уроженцев ГБАО.
Практически все они были лишены доступа к защите. И следствия, и суды проходили в закрытых режимах.
Многие осужденные о вынесенных им приговорах узнавали, находясь в камерах в СИЗО. Надзиратели просто зачитывали с листка назначенные им сроки заключения и извещали о дате этапирования в местах отбывания наказания.
Массовые преследования и репрессии против этнических памирцев начались после жестокого убийства молодёжного активиста и спортсмена Гулбиддина Зиёбекова, совершенного таджикскими силовиками 25 ноября 2021 года.
Гулбиддин Зиёбеков был подвернут внесудебной казни за попытку защитить честь молодой женщины от сексуальных домогательств прокурора Абдусаттора Абирзода - близкого родственника генерального прокурора Таджикистана Юсуфа Рахмона, сообщает Анора Саркорова.
Статьи по теме:
Анора Саркорова: «Прокурорская ложь о событиях на Памире – коротко о главном»
Анора Саркорова: как Россия выдает оппонентов режима Эмомали Рахмона