Официальной причины подобного обращения с журналисткой узбекские власти не озвучили.
В комментарии нашему изданию Агнешка Пикулицка-Вильчевска рассказала о том, что с ней произошло:
«Я приехала на границу в воскресенье [7 ноября] в 3 часа, я спала там с воскресенья на понедельник, с понедельника на вторник, и во вторник утром, в 7.40, приехали за мной эсгэбэшники. Они забрали меня оттуда, даже не разрешили заехать домой взять вещи. Мой парень приехал в аэропорт и передал мне только одну сумку. Всё остальное осталось в Узбекистане. Это [была] не депортация, это просто запрет на въезд. Если бы это была депортация, они мне заплатили бы за билет, а так мне пришлось самой себе его покупать. Мне просто объявили запрет на въезд – причина пока неизвестна, они ничего не сказали. Если эта причина будет какой-то надуманной, я постараюсь оспорить это решение в суде. Но они могут придумать любую причину.
В последнее время я не работала в Узбекистане, только написала две короткие статьи о [президентских] выборах, в которых даже никаких обвинений [власти] не было, и когда был кризис с Афганистаном, я тоже написала статью о том, что происходит в Термезе. Всё, больше я статей за полгода, с того времени как не получила аккредитацию, не писала.
Так что, например, говорить, что я занималась журналистикой, не имея аккредитации, - это [будет] очень глупо. Многие журналисты приезжают в Узбекистан, и пишут намного больше без аккредитации. Если причина будет другая – может, они что-нибудь придумают насчет ЛГБТ (журналистка писала об охоте, развёрнутой на представителей сексуальных меньшинств после нападения на блогера Миразиза Базарова – ред.), но это тоже очень глупо, потому что я уже много месяцев ничего об этом не говорила. Что-то другое могут придумать, [что именно] - я не знаю.
На границе мне сказали, что, наверное, я совершила какие-то преступления в Узбекистане. Но такого не было: у меня не было никакого контакта с милицией, я не получила уведомления, что я совершила какое-то преступление, так что причина запрета на въезд, скорее всего, надумана. Потому что в этом государстве есть службы, которым не нравится, что я работаю журналистом и описываю ситуацию в Узбекистане. Я не придумываю факты, я даже не писала каких-то жестких статей, чтобы мне запрещать въезд. Причина одна: в Узбекистане – жесткая диктатура, которая сейчас еще больше будет усиливаться, и всё».
Напомним, Агнешка Пикулицка-Вильчевска – независимый журналист, которая пишет для изданий The Guardian, Diplomat, Eurasianet и агентства Al Jazeera. Последние три года она жила и работала в Ташкенте.
1 февраля этого года она сообщила на своей странице в Твиттере, что через шесть месяцев после подачи заявки на аккредитацию она была отклонена Министерством иностранных дел Узбекистана. Журналистка также рассказала о домогательстве со стороны сотрудника МИД Узбекистана и давлении при попытке получить аккредитацию. В МИДе принесли извинения и объявили об увольнении своего сотрудника (произошло ли это в действительности, проверить было невозможно). Вскоре ей была предоставлена аккредитация в качестве корреспондента Аль Джазиры.)
А в июне узбекский МИД решил не продлевать эту аккредитацию, сославшись на якобы имевшее место нарушение законодательства журналисткой, однако внятных доказательств этого привести не смог.
Статьи по теме:
Польскую журналистку Агнешку Пикулицку не пускают в Узбекистан
Комментарии