Можно не сомневаться, что звонок был вызван его последними публикациями в соцсети, а именно вот этими: «С днем рождения великий, любимый и уважаемый президент страны!» и «Открытое письмо МВФ и АБР».
В них он призывал руководство МВФ и АБР (Азиатского банка развития – ред.) не предоставлять правительству Узбекистана никаких кредитов до обеспечения прозрачной отчетности об их использовании, так как они расходуются нецелевым путем (вкладываются в строительство «элитных» жилых комплексов и бизнес-центров, которые становятся собственностью правящей «Семьи» – ред.).
«На кредитные средства международных финансовых институтов был сформирован Антикризисный Фонд, согласно министерству финансов Узбекистана, средства антикризисного фонда пошли на социальную сферу, поддержку секторов экономики, агентству санитарно-эпидемиологического благополучия, строительство больниц и их оснащение, водоснабжение и ирригацию, - писал Базаров. - Однако многочисленные свидетельства в СМИ, блогах, говорят о том, что вероятно большая часть расходов была расходована нецелевым образом. Отсутствует какой-либо механизм прозрачности и контроля расходов средств Антикризисного фонда со стороны общества и граждан Республики Узбекистан.
Более того, сами кредиты, выданные международными организациями, стали не только катализатором чрезвычайного роста уровня коррупции, но и ударили по бизнесу и экономике страны - именно после одобрения кредитов от МВФ и АБР правительство Узбекистана усиливало карантинные меры, оставляя значительную часть людей без доходов и средств к существованию. (…) Убедительная просьба, от имени граждан Республики Узбекистан, ни в коем случае больше не выдавать никаких крупных кредитов правительству Республики Узбекистан, до момента создания механизмов тотального контроля расходов средств со стороны общества и граждан нашей страны».
Миразиз Базаров. Фото из Фейсбука
В другой статье он высказался на эту же тему более обстоятельно. Обращаясь к руководству Азиатского банка развития Базаров, в частности, попросил его:
1. Остановить выдачу кредитов правительству Узбекистана до тех пор, пока в стране не будет создана прозрачная система расходования средств АБР (т.е. публичное раскрытие подробных документов по использованию денег);
2. Провести расследование о том, как использовались кредиты, выданные АБР для ответа на Ковид-19, и сделать выводы доступными для общественности;
3. Усилить требования АБР к прозрачности государственных займов и грантов в Узбекистане, включая создание эффективной системы мониторинга расходов, обязательное раскрытие отчетов мониторинга АБР и продвижение механизма подотчетности банка;
4. Обеспечить социальную поддержку наиболее уязвимым группам в Узбекистане, в частности тем, кто остался без средств к существованию из-за карантинных мер, и обеспечить четкую и прозрачную матрицу для этого процесса;
5. Обеспечить, чтобы существующие клиенты АБР в Узбекистане следовали требованиям безопасности работников, связанным с Covid, и внедрили наилучшие доступные меры по защите работников;
6. Просить правительство Узбекистана создать четкие антикоррупционные механизмы, включая прозрачность публичных тендеров, реформу милиции и прокуратуры.
Таким образом, молодой человек наступил на «больную мозоль» узбекской коррупционной верхушки, поскольку попытался перекрыть возможность присвоения даже не сотен миллионов, а миллиардов долларов. По нашему мнению, предстоящий вызов в структуру, которой фактически управляет сват президента, то есть, того, кто и распоряжается всеми этими миллиардами, будет направлен исключительно на то чтобы заставить его отказаться от этой деятельности, то есть на запугивание.
P.S. Вскоре после выхода этой статьи Миразиз Базаров сообщил, что ему уже принесли повестку в СГБ, по адресу: [город Ташкент], улица Мирзо Улугбека, 102 а. Ее прислал старший следователь М. Эргашев.
Повестка в СГБ
Статья по теме: