36-летний Дадебаев – этнический туркмен из Каракалпакстана, с 2018 года проживавший в Турции. В 2016 году Служба национальной безопасности Узбекистана пыталась завербовать его для работы за рубежом, но он смог покинуть страну. Воспоминания Дадебаева об этих событиях были опубликованы «Мемориалом» в начале года (с ними можно ознакомиться здесь, здесь и здесь).
Виталий Пономарев пишет, что в 2018 году, находясь в Турции, Дадебаев занялся общественной деятельностью, стал выступать в интернете по проблемам, связанным с ситуацией в Узбекистане и Туркменистане, поддерживал контакты с другими активистами, участвовал в публичных мероприятиях. Вскоре выяснилось, что Узбекистан объявил его в международный розыск за хранение файлов с религиозными проповедями Абдували-кори, Обида-кори, Рафика-кори и других, обнаруженных, по официальной версии, в планшете в доме его родителей в конце 2016 года. Сам активист заявил в суде, что таких файлов в его планшете не было, а сам обыск был средством давления, чтобы принудить его к сотрудничеству с СНБ.
Жумасапар Дадабаев
10 января 2022 года Дадебаев был задержан в Турции. С адвокатом ему связаться не дали. Рано утром 12 января, вопреки решению турецкого суда, его депортировали в наручниках в Узбекистан авиарейсом ТК-368 в сопровождении двух сотрудников турецких спецслужб. В аэропорту Ташкента он был задержан как лицо, находящееся в розыске. По некоторым данным решение о депортации Дадебаева было согласовано в короткие сроки на высшем уровне на фоне волнений в соседнем Казахстане. Власти Узбекистана опасались, что волнения перекинутся на Каракалпакстан (суверенное государство в составе Узбекистана). В связи с этим после депортации от активиста требовали записать видеообращения с призывом к населению Каракалпакстана не выходить на митинги, обещая выпустить его на свободу. Дадебаев согласился на это, но категорически отказался выступать с осуждением кого-либо из каракалпакских оппозиционеров. После того, как нужные властям видео были записаны, они предпочли забыть о своих обещаниях.
В апреле первоначальные обвинения утяжелили, а также добавили новые по эпизодам, связанным с публикациями выступлений Дадебаева в интернете в 2019-2021 гг., когда он находился в Турции. Доказательством стали переданные турками телефоны активиста, обеспечивающие выход на соответствующие интернет-ресурсы.
Некоторые абсурдные обвинения, инкриминированные Дадебаеву (такие как геноцид, пропаганда войны, контрабанда), были в итоге сняты судом, но 10 статей УК (терроризм; заговор с целью захвата власти; массовые беспорядки; изготовление материалов, содержащих угрозу общественной безопасности; публичное оскорбление президента; участие в запрещенных организациях; возбуждение вражды; клевета; оскорбление должностного лица; надругательство над государственными символами) остались в приговоре.
Многие из них даже на первый взгляд не подкреплены убедительными доказательствами. В качестве «криминальных» фигурируют такие высказывания, как «туркмены поддерживают независимость Каракалпакстана», призывы к митингам в Узбекистане и Каракалпакстане, характеристика президента Узбекистана Шавката Мирзиёева как «диктатора», «шайтана» и «чмо», бывшего президента Ислама Каримова как «пса», а руководителей его силовых ведомств Алматова и Иноятова – как «шайтанов».
Из-за критики в интернет-выступлениях Дадебаева в адрес Мирзиёева и поддержки выступлений за суверенитет Каракалпакстана процесс проходил в закрытом порядке. 10 августа 2022 года Мирзо-Улугбекский районный суд Ташкента приговорил активиста к 12 годам колонии общего режима.
Приговор был обжалован. Защита Дадебаева высказала сомнения в том, что юрисдикция узбекского судопроизводства распространяется на эпизоды, имевшие место в Турции и не являющиеся преступлением по законам этой страны. В ходе разбирательства в апелляционной инстанции были заявлены ходатайства об уточнении обстоятельств экстрадиции Дадебаева (в уголовном деле отсутствуют соответствующие материалы), о допросе экспертов, на заключениях которых основываются обвинения, о вызове в суд сотрудника МВД, обещавшего освободить Дадебаева от уголовной ответственности при условии сотрудничества с властями, и др. Большая часть этих ходатайств была отклонена судом.
Решающую роль в доказательстве вины Дадебаева играли так называемые «экспертизы» его интернет выступлений и изъятых файлов. В ходе разбирательства дела в апелляционной инстанции защите разрешили допросить лишь одного эксперта - Ж.Ишаева, подготовившего заключение по файлам, обнаруженным в планшете Дадебаева в 2016 году. Эксперт признал, что некоторые файлы считал «знакомыми», поэтому не прослушивал их полностью, а сразу делал вывод о наличии в них признаков «фундаментализма». Он не владеет русским языком, однако смог оценить содержание файлов на русском языке, якобы прибегнув к помощи переводчиков, чьи имена не помнит, и в материалах дела они также не указаны.
По словам Ишаева, в 2017 году в Узбекистане еще не было практики фиксации в экспертизах содержания рецензируемых текстов (!), поэтому единственный фундаменталистский тезис, который он помнит по данной экспертизе, - это утверждение, что мусульманин, не читающий пятикратный намаз, не может называть себя мусульманином. В допросе других экспертов суд отказал, также не дал оценку допустимости использования в качестве доказательства анонимных экспертных оценок.
Сам подсудимый заявил, что эмоционально критиковал в интернете власти Узбекистана из-за давления на родителей, и обвинил спецслужбы в нарушении достигнутых с ним в январе соглашений. Но это было гласом вопиющего в пустыне. Ташкентский городской суд оставил приговор без изменений.
Вряд ли можно было ожидать иного на фоне недавних волнений в Каракалпакстане, вспыхнувших во время суда над Дадебаевым, и начавшегося в этом году общего «закручивания гаек» в Узбекистане, отмечает Виталий Пономарев, ссылаясь на мнения местных активистов.