Соглашение, которое еще предстоит оформить, прежде чем оно станет юридически обязательным, потребует от официального Ташкента исполнения ряда требований. В частности, узбекским властям потребуется обеспечить прозрачность и подотчетность в процессе возвращения денег, использование активов для «улучшения условий жизни народа», вложение средств в проекты, поддерживающие устойчивое развитие, и создание механизма наблюдения за тем, как они будут тратиться.
Сообщается, что активы на сумму более 650 миллионов швейцарских франков все еще остаются замороженными в рамках продолжающегося уголовного дела в отношении Гульнары Каримовой. Они могут быть возвращены на тех же условиях.
Гульнара Каримова
Напомним, что в мае этого года при содействии Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры Узбекистана из Франции были возвращены активы Гульнары Каримовой на сумму в 10 миллионов долларов. По сообщению Минюста Узбекистана, эти средства были переведены в государственный бюджет для использования их в общем порядке.
15 июня во время брифинга в Агентстве информации и массовых коммуникаций в Ташкенте пресс-секретарь Минюста Севара Уринбаева пообещала «регулярно представлять широкой общественности открытую информацию о расходовании средств, возвращенных из Франции, на социальные проекты и о ходе их реализации».
Однако по состоянию на сегодняшний день ее слова остаются пустыми обещаниями – подобной информации общественности предоставлено так и не было.
Сообщалось, что Минюст и Генпрокуратура Узбекистана работают с рядом зарубежных стран, в частности, США, Швейцарией, Францией, Россией и Латвией, по вопросу возврата доходов Гульнары Каримовой на сумму более 1,3 млрд долларов, по которым также расследуются уголовные дела в отдельных странах. В январе этого года Генпрокуратура РУз также заявляла, что намерена вернуть из Швейцарии 70 предметов искусства в рамках уголовных дел против старшей дочери покойного президента.
Сама Гульнара Каримова в настоящее время отбывает наказание в женской колонии, расположенной в поселке Зангиата, в Ташкентской области. По третьему уголовному делу ее приговорили к 13 годам и 4 месяцам лишения свободы, однако власти уклоняются от ответа, с какой даты начинается отбывание ее наказания и когда она должна выйти на свободу.
Ислам Каримов, внук и тезка покойного президента Узбекистана, 7 мая опубликовал на страницах своей сестры Иман в Инстаграме и в Фейсбуке обращение на имя нынешнего президента страны Шавката Мирзиёева, в котором перечислил имущество, отобранное у его матери. До этого Гульнара Каримова и сама дважды упоминала о том, что у неё были изъяты В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА активы стоимостью в 1,2 миллиарда долларов. Она сетовала, что их стоимость почему-то не была засчитана в качестве возмещения экономического ущерба, нанесенного республике в результате её деятельности, согласно подсчетам генпрокуратуры, на 1,27 триллиона сумов, 1,6518 миллиарда долларов и 26,1 миллиона евро.
Конечно, откровения внука покойного президента – лишь слова, которые неплохо было бы подтвердить соответствующими документами, однако они очень похожи на правду: по крайней мере в одном случае - с виллой Гульнары в горном поселке Сиджаке - они полностью соответствуют действительности: её и вправду присвоила семейство Мирзиёевых.
Если власти всё-таки пожелают отвести от себя подозрения в присвоении имущества президентской дочки, им следует раскрыть информацию о конфискованных активах и имуществе Гульнары Каримовой, иначе по умолчанию придется считать, что Каримов-младший прав, а также признать справедливым его мнение о том, что Гульнару Каримову приговорили к длительному заключению, помимо прочего, еще и для того, чтобы нынешняя «правящая семья» могла завладеть всем этим имуществом.
Статьи по теме:
Сын Гульнары Каримовой обвинил президентскую семью в присвоении имущества матери
Грабь награбленное? Куда попадают деньги Гульнары Каримовой
Швейцария не вернет деньги Гульнары Каримовой без соглашения об условиях возврата