***
Если всё останется так же – Тажимуратов умрет
Всем привет!
Сегодня ровно 6 месяцев как я нахожусь в казахстанском СИЗО по запросу Узбекистана. Первые полтора-два месяца мозг был занят изучением всего нового: новой обстановки вокруг, новых людей, нового специфического формата общения - когда все предельно вежливы друг с другом, но эта вежливость может легко перейти в предельную жестокость за какое-нибудь неаккуратно сказанное слово или за невыполненное обещание. Но в целом, тут, как и везде, важны общечеловеческие ценности, и я довольно быстро освоился.
Но примерно через два месяца я на пару недель впал в депрессию. Просыпался ночью в камере размером 3 метра на 6 метров, оглядывался вокруг - видел двойные решётки на окнах и двойную железную дверь, и не мог потом подолгу заснуть. Потом со временем вновь привык к обстоятельствам и сейчас всё относительно нормально. Спасают свидания с родными и письма от друзей, знакомых и просто неравнодушных людей. Рахмет всем! И, пожалуйста, пишите почаще всем тем, кто оказался за решеткой, особенно несправедливо осужденным. Только тут, в тюремной камере, понимаешь, как невероятно поднимает дух даже самая маленькая строчка в почтовом конверте. Поэтому пишите! Напишите хотя бы одному из тысяч тех, кто сидит по политически мотивированным и сфабрикованным делам в Узбекистане, Каракалпакстане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, России и Беларуси и в других странах, где права человека - пустой звук.
Одним из таких политзаключенных является каракалпакский правозащитник Даулетмурат Тажимуратов. Если, можно сказать, личным узником Путина был покойный Алексей Навальный, то фактически в личном плену в руках президента Узбекистана Шавката Мирзиёева находится Тажимуратов. Пока ещё живой. Но все последние два года, что Даулетмурат находился сначала в СИЗО, а потом его перевели в тюрьму, адвокат и родственники активиста много раз сообщали о том, что для него в заключении специально создаются бесчеловечные условия содержания, которые серьезно подорвали здоровье Тажимуратова и тем самым, вероятно, узбекские власти добиваются его гибели. Подробнее об этом вы можете прочитать в сообщениях правозащитных организаций и в публикациях СМИ (хотя, по моему мнению, таких текстов и статей, к сожалению, не так уж много). Я же хотел бы обратить внимание на те риски для жизни и безопасности Даулетмурата Тажимуратова, которые возникли с переводом его из тюрьмы в колонию строгого режима два месяца назад. Угрозы эти я обнаружил и осознал, сам находясь в СИЗО и общаясь с другими арестантами.
В Учреждении No.72 города Алматы (официальное название следственного изолятора), где я нахожусь, есть четырёх- и десятиместные камеры. Заключённых периодически перемещают из одной камеры в другую. За прошедшие полгода я побывал, в семи разных камерах обоих типов: в камерах No.131, 93, 221, 86, 96, 82 и сейчас нахожусь в камере No.91. Иностранцы, арестованные по экстрадиционному запросу, содержатся вместе и обычно, например, из десяти человек не менее пяти - это граждане Узбекистана, остальные из Каракалпакстана, Кыргызстана, Таджикистана и России. Редко из других государств. И когда я оказываюсь в такой камере, и сразу после того, как окружающие узнают по каким обвинениям я арестован, у заключённых-узбеков возникают ко мне вопросы. В такие моменты я непосредственно сталкиваюсь с результатом того, на что не раз указывал с момента кровавых событий в Республике Каракалпакстан. Практически все узбекоязычные СМИ, даже узбекские редакции зарубежных Радио Свобода (Ozodlik), BBC и в особенности Голоса Америки (Amerika Оvozi) (к слову, финансируемых за счёт налогоплательщиков США и Великобритании) освещали протесты в Каракалпакстане преимущественно с провластных позиций, либо замалчивали многие важные детали тех событий и очень часто игнорировали в своей новостной повестке последующие репрессии против каракалпаков.
Убежден, что, в том числе поэтому мне приходится в разных интерпретациях выслушивать от очередных узбекских сокамерников миф о том, как «несмотря на многомиллиардные долларовые дотации и инвестиции Ташкента в Каракалпакстан, неблагодарные каракалпаки подняли дикий бунт, поддавшись подстрекательству внешних сил, и перебили невинных узбекских солдат». В ответ на всё это, я часами рассказываю в подробностях о реальных причинах протестов, о тяжёлом, даже по сравнению с Узбекистаном, социально-экономическом положении каракалпакского населения, об ущемлении в базовых правах, о серьезных ограничениях использования каракалпакского языка даже в самом Каракалпакстане, о повсеместной дискриминации по национальному признаку при трудоустройстве каракалпаков и при назначении чиновников, ответственных за эту республику. Ну и, конечно же, я рассказываю об абсурдных обвинениях, предъявляемых мне и другим активистам; в доказательство даю почитать документы по своему делу. В результате, по ответной реакции моих узбекских сокамерников, я понимал (или мне так казалось), что мне удалось хоть немного приблизить их взгляды на происходящее в Каракалпакстане к реальности.
Но одно дело, когда тебе приходится общаться с максимум 5-6 узбеками, у которых из-за предвзятого освещения в СМИ событий июля 2022 года, сформировалось не самое лучшее мнение о каракалпаках. И вся эта беседа происходит в казахстанском СИЗО.
Другое дело, когда ты объявлен лидером протестов в Каракалпакстане и находишься в узбекской тюрьме в одном общем бараке со 149 другими заключёнными, большинство из которых этнические узбеки, получавшие информацию об этих протестах из сообщений местных новостных агентств (часто государственных). Именно в таком положении сейчас находится Даулетмурат Тажимуратов.
Поэтому, мне кажется, что кроме ужасных условий содержания и серьезных проблем со здоровьем, не меньшую угрозу для жизни и безопасности Тажимуратова представляет то, что он отбывает свой срок заключения в тюрьме Узбекистана. Любой конфликт с кем-либо из сокамерников может привести к тяжёлым последствиям для Даулетмурата. Он должен быть переведён в колонию в Каракалпакстане, где он будет в относительно большей безопасности и где проживает его семья. Причём перевести его следует как можно скорее.
И ещё. После очередного перемещения в другую камеру, я познакомился там с человеком, который несколько лет назад отбывал наказание в той же тюрьме КИН-11, в которой содержится Даулетмурат. Я подробно рассказал новому знакомому об условиях содержания каракалпакского политзаключенного в этой тюрьме г. Навои, ссылаясь на сообщения его адвоката и родственников. Об издевательствах и психологических пытках над Тажимуратовым. О том, что ему не передают письма даже от семьи. На что бывший узник КИН-11 удивился и сообщил, что (цитата) «на крытом (речь о тюремном режиме) в Навои, конечно, всё сурово, но не до такой степени. Значит начальство (администрация колонии) намеренно создаёт для этого Даулетмурата такие условия».
Также несколько каракалпакских активистов передали мне через родных информацию о том, что офис Уполномоченного по правам человека в Узбекистане Ферузы Эшматовой якобы планирует в ближайшие недели посетить Даулетмурата Тажимуратова в колонии. Кроме того, один из узбекских правозащитников (пока на могу раскрыть его имя) тоже планировал сделать это, но попросил семью Даулетмурата покрыть денежные расходы на визит. Родственники Тажимуратова находятся в тяжёлом финансовом положении и не могут в настоящее время оплатить даже услуги адвоката. Поэтому они отказали. Итогом же предстоящего визита Эшматовой, очевидно, будет пресс-релиз о том, что Даулетмурат Тажимуратов не жалуется на условия содержания в тюрьме, что у него в основном всё в порядке, он жив и здоров. Поэтому необходимо, чтобы политузника посетили представители международных правозащитных организаций (например: Human Rights Watch, Frontline Defebders, Freedom for Eurasia, Хельсинкский центр и др.), либо визит должны совершить дипломаты из демократических стран Европы или США. И это тоже следовало бы сделать немедленно, пока Тажимуратов окончательно и безвозвратно не подорвал здоровье. Времени осталось не много и если всё останется так же, как сейчас, он умрёт - и довольно скоро.
Это письмо будет опубликовано 1 сентября - в День независимости Узбекистана. По-настоящему искренне поздравляю узбекский народ с этим праздником и желаю процветания. Ведь это процветание невозможно без реального (а не только заявляемого) согласия между узбекским и каракалпакским народами. О чём я и мечтаю.
15 августа 2024 г. СИЗО г. Алматы
Статьи по теме:
Политические заключенные Каракалпакстана (список)
Здоровье Даулетмурата Тажимуратова в заключении с каждым днем ухудшается
В Каракалпакстане новый виток политических преследований
Даулетмурат Тажимуратов: угрозы, избиение, нарушение прав
Каракалпакские блогеры приговорены к пяти годам лишения свободы
Могли влиять. Об арестах известных каракалпакских видеоблогеров, снимавших сюжеты на социальные темы
Жумасапар Дадебаев: «Меня содержат в нечеловеческих условиях в крысиной камере...»
Еще один каракалпак задержан в Казахстане по запросу Ташкента
Еще 15 каракалпакских активистов приговорили к срокам от 6 до 12 лет
В Казахстане арестован лидер каракалпакской диаспоры Акылбек Муратов
Сергей Майоров: «Два события, две реакции»
Политические заключенные Каракалпакстана (предварительный список)
Спецслужбы Узбекистана начали запугивать родственников каракалпакского активиста Акылбека Муратова
Даулетмурат Тажимуратов: «Это место похоже на тюрьму Хивинского ханства»
Погибшие и раненые в ходе событий 1-2 июля 2022 года в Каракалпакстане (анализ и списки)
О чем рассказал бывший руководитель Каракалпакстана Мурат Камалов
Адвокат Майоров - Давлетмурат Тажимуратов подвергается избиениям и издевательствам
В Бухаре оглашен приговор участникам июльских протестов в Каракалпакстане
Каракалпакский правозащитник Саадатдин Реймов приговорен к 4-летнему заключению
Приговор каракалпакскому активисту в Узбекистане оставлен без изменений
Аресты каракалпакских активистов в Казахстане: подробности
Правозащитники: при подавлении протестов в Каракалпакстане погибло более 50 человек (списки)
В Нукусе от пыток скончался арестованный участник протестов
Власти Узбекистана развернули репрессии против жителей Каракалпакстана
Что вменяют в вину участникам протестов в Каракалпакстане
Силовой разгон протестов в Нукусе: есть убитые и раненые (видео)
В Нукусе вспыхнули протесты против «антикаракалпакских» поправок в Конституцию Узбекистана