«Алга Каракалпакстан» - незарегистрированная политическая партия с тысячами членов, выступающая за независимость Каракалпакстана. Лидер организации Аманбай Сагидуллаев ранее получил статус беженца в Норвегии, а затем стал гражданином этой страны.
Хотя запрет организации имеет серьезные правовые последствия для её участников и сторонников, власти Узбекистана на протяжении более трех месяцев скрывали информацию о запрете – возможно потому, что не хотели в очередной раз привлекать внимание к «каракалпакской проблеме». Информация о запрете не публиковалась в СМИ и на других ресурсах, не знали о ней и сами участники запрещенного сообщества. С точки зрения права такая позиция властей выглядит более чем сомнительно.
О самом запретительном решении стало известно из судебного решения по делу Парахата Мусапбарова, приговоренного 30 мая 2024 года Ходжейлийским районным судом к 6 годам лишения свободы. Среди обвинений, инкриминированных активисту, есть статья 244-2 ч.1 УК, предусматривающая ответственность за участие в запрещенных организациях. В тексте приговора упоминается и решение Верховного Суда о запрете «Алга Каракалпакстан». Насколько известно, дело Мусапбарова – первое уголовное дело в Каракалпакстане, где в отношении предполагаемого сторонника «Алга Каракалпакстан» выдвигается такое обвинение.
Виталий Пономарев отмечает, что обвинение по статье 244-2 ч.1 УК основывается на признаниях обвиняемого на предварительном следствии (от которых он отказался в суде) и его многочисленных комментариях в соцсетях, сделанных в период проживания в Казахстане. Таким образом, участие в виртуальных интернет-группах, которые, по версии экспертов, возможно, связаны с «Алга Каракалпакстан», в дальнейшем может трактоваться как «участие в запрещенной организации».
Правозащитники выражают опасение, что «секретное» судебное решение о запрете «Алга Каракалпакстан» приведет к росту числа уголовных дел против каракалпакских активистов и ужесточению наказания. При этом судебно-следственная система Узбекистана категорически отрицает право Республики Каракалпакстан на отделение, зафиксированное в конституциях обоих государств, призывы к суверенитету Каракалпакстана рассматриваются «силовиками» как уголовно наказуемый «сепаратизм».
(То есть, правящая верхушка, состоящая из этнических узбеков, запрещает этническим каракалпакам осуществлять своё законное право на возможное отделение путем референдума, записанное в Конституции, объявляя его «экстремистским» - ред.)
Пока трудно оценить, насколько интенсивно будет раскручиваться маховик репрессий в Каракалпакстане в ближайшие месяцы.
В приговоре упоминается, что при участии Мусапбарова подготовлен отчет об опознании членов экстремистской организации по фотографиям и приложениям к ним, и что постановлением следователя от 24.04.2024 г. материалы в отношении неустановленных лиц выделены в отдельное производство. Среди «неустановленных лиц» - 18 человек, известных под различными псевдонимами в соцсетях, часть из них – граждане Казахстана.
Начиная с 2016 года в основу «политического правосудия» в Узбекистане положена российская модель антиэкстремистского законодательства, недостатки которой в свое время были отмечены в заключении Венецианской комиссии и решениях ЕСПЧ. Речь идет о чрезвычайно размытых границах в определении экстремизма и некритическом использовании судами более чем спорных результатов гуманитарных экспертиз, при этом фактически отсутствует возможность для эффективной апелляции, пишет Виталий Пономарев.
Статьи по теме:
Могли влиять. Об арестах известных каракалпакских видеоблогеров, снимавших сюжеты на социальные темы
Жумасапар Дадебаев: «Меня содержат в нечеловеческих условиях в крысиной камере...»
Еще один каракалпак задержан в Казахстане по запросу Ташкента
Еще 15 каракалпакских активистов приговорили к срокам от 6 до 12 лет
В Казахстане арестован лидер каракалпакской диаспоры Акылбек Муратов
Сергей Майоров: «Два события, две реакции»
Политические заключенные Каракалпакстана (предварительный список)
Спецслужбы Узбекистана начали запугивать родственников каракалпакского активиста Акылбека Муратова
Даулетмурат Тажимуратов: «Это место похоже на тюрьму Хивинского ханства»
Погибшие и раненые в ходе событий 1-2 июля 2022 года в Каракалпакстане (анализ и списки)
О чем рассказал бывший руководитель Каракалпакстана Мурат Камалов
Адвокат Майоров - Давлетмурат Тажимуратов подвергается избиениям и издевательствам
В Бухаре оглашен приговор участникам июльских протестов в Каракалпакстане
Каракалпакский правозащитник Саадатдин Реймов приговорен к 4-летнему заключению
Приговор каракалпакскому активисту в Узбекистане оставлен без изменений
Аресты каракалпакских активистов в Казахстане: подробности
Правозащитники: при подавлении протестов в Каракалпакстане погибло более 50 человек (списки)
В Нукусе от пыток скончался арестованный участник протестов
Власти Узбекистана развернули репрессии против жителей Каракалпакстана
Что вменяют в вину участникам протестов в Каракалпакстане
Силовой разгон протестов в Нукусе: есть убитые и раненые (видео)
В Нукусе вспыхнули протесты против «антикаракалпакских» поправок в Конституцию Узбекистана
Комментарии
Ещё один способ мошенничества. Все эти сагидуллаевы и кампашка действует по методу Паниковского. Кричат, размахивают руками, призывают подраться. А как доходит до дела сбегают в кусты и подставляют под удар наивных дурачков, которые потом и мотают срок за сепаратизм.
Как можно запретить то, чего вообще нет и никогда не было и не будет.