Большие перемены
О смене главного силовика страны, восседавшего в руководящем кресле более 23 лет, было объявлено на совещании в здании СНБ с участием президента Мирзиёева 31 января. Немногим ранее в отставку были отправлены два его заместителя и смещены с должностей одиннадцать начальников областных управлений СНБ.
Более того, хотя снаружи и кажется, что «контора» является этаким непроницаемым черным ящиком, тем не менее, и оттуда просачиваются секретные сведения. Например, о том, что один из зарвавшихся заместителей Иноятова, 51-летний Шухрат Гулямов, был сначала понижен, затем смещен со своей должности, а позднее и вовсе посажен за серию тяжких уголовных преступлений.
Рустам Иноятов (слева)
На посту главы СНБ изрядно «забронзовевшего» 73-летнего Рустама Иноятова сменил 51-летний Ихтиёр Абдуллаев, с 2015 года возглавлявший Генеральную прокуратуру Узбекистана, а ранее работавший в должности госсоветника президента.
Сам Иноятов указом главы государства перемещен в кресло государственного советника президента по политико-правовым вопросам. Конечно, это понижение, которое можно рассматривать как преддверие почетной отставки, поскольку его новая должность не подразумевает руководства силовыми структурами.
Новым генеральным прокурором назначен Отабек Муродов, до этого также являвшийся одним из госсоветников президента, а на его прежнее место - Музраф Икрамов, бывший министр юстиции, с недавних пор занявший пост председателя Счетной палаты.
Большинство пользователей соцсетей не скрывает радости от подобной рокировки кадров в эшелонах СНБ и питает надежду на улучшение общей ситуации в стране. Нашлись, правда, и те, что благодарят экс-главу Иноятова за его «неоценимые заслуги» в обеспечении «мирного неба над головой».
«При любом раскладе, при любых переменах службы госбезопасности должны твёрдо стоять на страже безопасности государства, но какой-то контроль над ними тоже необходим. Давать им бесконтрольную власть чревато последствиями» - мнение, высказанное одним из читателей издания Gazeta.uz, всецело отражает тот настрой, о котором немногим ранее, в своем послании к депутатскому корпусу 22 декабря прошлого года, говорил Шавкат Мирзиёев.
Тогда он заявил, что в Узбекистане назрела пора принять закон «О Службе национальной безопасности», поскольку до сих пор «органы Службы национальной безопасности действуют на основе утвержденного правительством 26 лет тому назад положения». В итоге, по словам Мирзиёева, «неприкосновенность этого положения в течение четверти века и оценка любой проблемы в качестве угрозы национальной безопасности привели к безосновательному расширению полномочий данного ведомства».
Известие об уходе в историю человека, с 1995 года бессменно стоявшего во главе СНБ, чье имя во все годы правления покойного президента Ислама Каримова произносилось с шепотом, поскольку ассоциировалось с репрессиями, расправами и фабрикациями дел на неугодных оппонентов режима, для узбекистанцев скорее добрый знак, нежели наоборот. Хотя ждать скорых положительных результатов от старых кадров, к каковым относится и новоиспеченный генерал СНБ Абдуллаев, тоже не приходится.
«Растет в Ташкенте виноград не для Рустама Иноят…»
Судя по всему, сдача силовика-олигарха (состояние бывшего шефа СНБ оценивают в несколько миллиардов долларов) на милость правителя произошла не по доброй его воле. Об этом, к примеру, свидетельствовало большое количество милиции, выведенной на улицы Ташкента в день его отставки.
Автор независимого узбекского ресурса Uzmetronom считает, что «задача И. Абдуллаева – окончательно зачистить «контору» от ставленников, сторонников или сподвижников прежнего руководства». Эти же функции он выполнял в Генеральной прокуратуре, освобождаясь от тех, кто скомпрометировал себя мздоимством или же просто был в фаворе у прежнего главы надзорного ведомства. И. Абдуллаев – из судейских, последние годы занимал должность генерального прокурора страны. К разведке и контрразведке никогда отношения не имел, а посему вряд ли в полном объеме понимает специфику вверенного ему ведомства».
От себя добавим: сват нового председателя СНБ Баходыр Дехканов - заместитель председателя Верховного суда.
Слухи о противостоянии между нацеленным на необходимые реформы энергичным президентом Шавкатом Мирзиёевым и наследником каримовских устоев, теперь уже бывшим шефом силовиков Рустамом Иноятовым ходят уже давно. Этот раскол, как сообщалось, наметился спустя полгода после смерти Ислама Каримова и с каждым днем продолжал набирать обороты. Пессимисты даже предполагали, что через какое-то время Мирзиёев сдаст свои позиции, однако сегодняшние события доказали обратное.
«Разумеется, последние характеристики применимы к узбекскому президенту только в рамках этого противостояния, и назвать его реформатором, а тем более либералом, язык не повернется даже у самого отчаянного мечтателя из рядов узбекской оппозиции, окопавшейся в западных странах. Однако за четверть века каримовской диктатуры, оставившей Узбекистан и без гражданского общества, и без полноценной рыночной экономики, любые перемены в стране, не направленные на завинчивание гаек, воспринимаются обществом с воодушевлением, а старой номенклатурой – с опаской», - отмечали еще год назад эксперты российского Центра Карнеги.
Собственно, некоторые из этих затеянных президентом перемен и могли стать причиной его конфликта с главой СНБ. Это и валютные обменные операции (на чем, собственно, и обогащалась «эсэнбэшная» элита), и новый виток борьбы с коррупцией, и многое-многое другое, что катастрофически сказалось на доходах «избранной» публики. То есть, предложенный ныне расклад никак не вписывается в выгодный прежде рабочий график узбекских чекистов-валютных контролеров.
То же самое и с возвращением во властные структуры старых, казалось бы, навсегда сошедших с политической сцены кадров. Стоит вспомнить, к примеру, сложную историю взаимоотношений того же Рустама Иноятова и Закира Алматова (бывший глава МВД), отправленного Каримовым в отставку после подавления андижанского мятежа. Судя по происходящему, экс-министр Алматов, приняв от Мирзиёева предложение вернуться во власть, не утратил своих амбиций и, при его покровительстве, рассчитывает теперь на реванш в негласной борьбе с Иноятовым.
«Показательно также и то, что Мирзиёев назначил министром внутренних дел не близкого к Иноятову Адхама Ахмедбаева, а бывшего председателя правления Национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз» Абдусалома Азизова (ныне на его месте уже Пулат Бабаджанов – авт.), который в последнее время занимал должность начальника Джизакского областного УВД. В свое время Азизов считался креатурой именно Закира Алматова, что делает МВД союзником президента в противостоянии с чекистами», - информировал в прошлом марте Центр Карнеги.
Как бы то ни было, в последний день января 2018-го года в Узбекистане произошло историческое событие, важность которого трудно переоценить.