14 февраля новый министр высшего образования, науки и инноваций Ибрагим Абдурахманов (Иброхим Абдурахмонов); по данным Википедии, профильный специалист в области геномики растений) направил всем ректорам и директорам филиалов вузов республики приказ с грифом «срочно», поручив им сформировать некие списки, в которых студенты должны быть разделены на группы в соответствии с их поведением. Об этом сообщил в своём телеграм-канале эксперт в сфере образования Камил Джалилов (Комил Жалилов).
Итак, согласно «гениальному» распоряжению главы Минвуза, ректорам высших учебных заведений предписывается классифицировать подопечный контингент по трем условным группам, «сигнализирующим» о склонности участников к: а) совершению преступления; б) попаданию под влияние чуждых идей; в) игнорированию общепринятых правил вуза.
К последним (видимо, как к еще не совсем потерянным в социальном плане) предлагается «прикрепить» служащих министерства, руководителей и сотрудников вузов, а также организовать встречи и душеспасительные беседы с родителями неблагонадежных личностей. Всё это, по логике горе-реформатора, поможет составить «психологический портрет студента».
Отдельным пунктом воспитанникам альма-матер рекомендуется писать защищающие честь и совесть системы комментарии, посты и публикации в социальных сетях.
Стоит ли удивляться, что «нововведение» Абдурахманова пользователи интернета дружно раскритиковали.
«На совещании, проведенном министром, было поручено направить качественную информацию о выполнении задания по соответствующему адресу в течение трех дней, с подписью первого руководителя. [Однако] В письме нет пояснений о критериях, по которым студент считается склонным к совершению преступления. Похоже, что господин министр прошел обучение либо на Кубе, либо в Северной Корее. Какое же [«уникальное»] задание поступит от министра в следующий раз?» - иронизируют по данному поводу в соцсетях.
«Каждый имеет право (…) на защиту от посягательств на его честь и репутацию, вмешательства в его частную жизнь»; «Каждый человек имеет право на свободу мысли, слова и убеждений»; «Любое лицо, обвиняемое в совершении преступления, не может считаться виновным до тех пор, пока его дело не будет законно и публично рассмотрено в суде и не будет установлена его вина»; «Государство обеспечивает права и свободы граждан, установленные Конституцией и законами». Это статьи действующего Основного закона Республики Узбекистан.
Внесение студента (либо кого бы то ни было другого человека) в списки типа «склонных к преступлению», «находящихся на грани влияния чужих идей» и пр., насколько формирование и ведение таких списков государственным органом совместимо с вышеуказанными нормами Конституции и презумпцией невиновности?» - задается вопросом Камил Джалилов, первым обративший внимание интернет-общественности на «шедевр» чиновников системы высшего образования.
В этой связи он вспоминает схожую историю от августа 2019 года, когда Комитетом женщин был создан список из 23 категорий «женщин, склонных к преступлению» (ссылка на «оправдательную» информацию со стороны Комитета сейчас не работает), который резко осудили граждане страны, назвав его «противоречащим принципам демократии».
Посыл читательских высказываний преимущественно сводился к одному: а не лучше ли было добавить в этот список пункт «Женщины пенсионного возраста во власти, имеющие склонность к старческому маразму»?
Кстати, после того позорного происшествия КЖ был ликвидирован, и реорганизован в новом составе лишь в марте 2022-го, после двухлетнего перерыва.
После столь оглушительной критики Министерство высшего образования, науки и инноваций поспешило сообщить, что письмо, направленное руководителям вузов 14 февраля, является поручением, «основанным на мнениях и замечаниях, высказанных на одном из собраний с ректорами». Они, дескать, предварительно обсуждаются и согласовываются с руководством вузов и связаны с внутренними правилами учебных заведений. То есть, в ведомстве изо всех сил стараются во благо самих же обучающихся.
Как тут не вспомнить об «инагентах», находящихся «под иностранным влиянием» и составляющих костяк специальных «черных списков»…