Верховный суд вынес решение о повторном рассмотрении этого дела в суде первой инстанции (в данном случае это Мирабадский районный суд по гражданским делам). Судья Г. Мирзаева мотивировала свое решение тем, что суды нижних инстанций не приняли к рассмотрению доводы Абдуллаевой о разночтениях в схемах участка, прилагаемого к решению хокима. Судья указала, что суды районной и городской инстанций не проверили доводы Абдуллаевой о том, что ее земельный участок не находился в зоне, отведенной застройщику, не приняли во внимание несоответствие схемы участка, представленной истцом, приложению к решению хокима №488 от 27 марта 2018 года и не истребовали документы из ташкентского хокимията (мэрии – ред.), которые бы объяснили расхождения (о которых мы писали тут).
Кроме того, отмечает Верховный суд, в документах государственного кадастра указывалось точное количество жилых и нежилых помещений, попавших в зону сноса, и судам следовало изучить, входит ли дом Абдуллаевой в прилагаемый список.
Перед зданием Верховного суда
По жалобе Абдуллаевой, Министерство юстиции обратилось в Главное управление по строительству хокимията г. Ташкента с запросом касательно изменений схемы участка. Ответ был отрицательным: никаких изменений в схему не вносилось, не было никакого решения хокима о выделении дополнительного участка указанному ООО. Суд решил, что действия Строительного отдела хокимиата Яшнабадского района, «откорректировавшего» границы участка под снос с включением в него дома Абдуллаевой, не основаны на законе.
«Таким образом, судами не принято мер ко всестороннему выяснению имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств дела, в связи с чем данные обстоятельства нуждаются в дополнительной проверке, исследовании и оценке», постановил Верховный суд Узбекистана.
Учитывая многочисленные нарушения требований законодательства, Верховный суд отменил решения нижестоящих инстанций, с направлением на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
К сожалению, Верховный суд совершенно не акцентировал внимание на том, что в своем решении судья районного суда применила положения законодательства, касающиеся изъятия участков для государственных и общественных нужд, хотя на самом деле застройщик собирается построить 13-этажный жилой дом исключительно в целях собственного обогащения.
Также Верховный суд не обратил внимание, что районный суд применил статью 71 Жилищного кодекса РУз, согласно которой «граждане выселяются из жилых домов МУНИЦИПАЛЬНОГО И ВЕДОМСТВЕННОГО жилищного фонда», хотя дом Ольги Абдулалаевой является частным, а не муниципальным (хокимиятовским), владением. То есть Верховный суд «не заметил» нарушения положений законодательства о неприкосновенности частной собственности.
Невооруженным глазом виден пририсованный квадрат
Противостояние длилось больше года. Абдуллаева проиграла в судах районной и городской инстанции, все её жалобы в различные государственные структуры и различные инстанции прокуратуры возвращались с пометкой «нарушения не найдены». Вряд ли Абдуллаевой удалось бы отстоять свой дом, если бы не участие и не ходатайство Уполномоченного по правам человека Олий Мажлиса (Омбудсмена) Улугбека Мухамадиева. Именно благодаря заключению офиса омбудсмена Ольга Абдуллаева смогла выиграть процесс в Верховном суде (Омбудсман мажбурий кўчириш бўйича суд қарорининг бекор қилинишига эришди).
Отметим, что это не первое дело о принудительном выселении, которое было остановлено именно участием омбудсмена. Например, офис омбудсмена участвовал в деле семьи Жилкиных, предоставив адвоката на бесплатной основе. Благодаря чему 16 декабря 2020 Ташкентский областной суд по административным делам отменил решение суда первой инстанции о выселении семьи глухонемых инвалидов Жилкиных из собственного дома.
16 декабря в интервью изданию Qalampir.Uz Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан Улугбек Мухаммадиев затронул тему «сноса», ставшего настоящей головной болью для населения, и сказал, что выселение - это посягательство на человеческое имущество. «Цель хокимов – коррупция», - заявил Мухаммадиев (Ҳокимликларнинг мақсади коррупция – Омбудсман, - Qalampir.uz).
«Это прямое покушение на частную собственность человека. В то же время это явное нарушение прав человека. Различные ведомства и хокимияты выселяют семью из дома, в котором они живут, и сносят дом. Это открытое и невообразимое проявление полного нарушения прав человека. Сносятся дома людей, деньги им не выплачиваются. При этом людей выбрасывают на улицу. Компенсация чисто номинальная. Сумма, которую они дают, не равна дому, которым владеет человек. Об этих вещах нужно говорить. Это открыто делается местными хокимами», - сказал омбудсман.
По словам Улугбека Мухаммадиева, существует хаос и неразбериха при выделении земли хокимами предпринимателям, что связано с коррупцией. «У нас есть интересная тенденция. Хоким выделяет землю предпринимателю. И одному Богу известно, чем руководствуется хоким. На этой земле предприниматель открывает бизнес и строит здание. Через некоторое время приходит другой хоким и отменяет решение своего предшественника и отдает эту же землю другим предпринимателям. Новые предприниматели могут начать свое дело. Но что будет, если хоким сменится в третий раз и продаст землю другим предпринимателям. Это все «каша». К чему это приведет?»
В первые дни этого года Улугбек Мухаммадиев был освобожден от должности омбудсмена. Официальная причина: завершение пятилетнего срока его пребывания на этом посту, в соответствии с законом «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмене)» . По представлению президента Узбекистана депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса избрали новым омбудсманом Ферузу Эшматову. До этого Эшматова (1979 года рождения, по специальности юрист) занимала пост председателя Комитета по делам женщин и гендерного равенства Сената.
Статьи по теме
Принудительные выселения в Узбекистане: история борьбы Ольги Абдуллаевой
Сеть ЦА призвала президента Узбекистана прекратить незаконные сносы
«Заказное» правосудие поощряет незаконный отъем собственности в Узбекистане