По сдержанной формулировке властей, инцидент, начавшийся на бытовом уровне, «благодаря управляемым действиям провокаторов», плавно перетёк в межэтническое русло. Меж тем, «обычное» противостояние «группы сельских жителей» закончилось большим кровопролитием (8 человек скончалось от травм на месте событий, двое – в больнице), более сотни было ранено и задержано. Сожжено огромное количество жилых домов, магазинов, автомобилей и скота.
Полиция перекрывает дорогу между селами. Фото радио Азаттык
Согласно информации казахской прессы, 10 февраля в Сортобе состоялся брифинг по массовым беспорядкам, охватившим Кордайский район в конце минувшей недели, на котором вице-премьер страны заявил о заведении на данный момент 25 уголовных дел и задержании 50 человек. Примечательно, что МВД страны сначала открыло дело по статье «Хулиганство», а потом переквалифицировало его на «Убийство» и «Участие в массовых беспорядках».
С чего всё началось?
Информация о ЧП, которое могло спровоцировать дальнейшую агрессию, появилась в СМИ 7 февраля. Днем полицейские, патрулировавшие село Сортобе Кордайского района Жамбылской области, пытались остановить за административное нарушение автомобиль Honda Odyssey, в котором ехал представитель дунганского меньшинства. Водитель проигнорировал требования и попытался скрыться, но полиция бросилась в погоню и догнала нарушителя уже у его дома, где родственники оказали нешуточное сопротивление, забросав машину стражей порядка камнями и избив их самих. После чего и начались задержания и ответные меры против.
Вечером того же дня появилась информация о массовой драке на юге Казахстана – снова в том же регионе (Жамбылская область), но уже в селе Масанчи.
После погрома. Фото радио Азаттык
При этом поначалу власти о причинах нападений и поджогов долго и упорно молчали, хотя уже с самого начала, судя по высказываниям пользователей казахского сегмента соцсетей и медиаканалов (со ссылкой на свои источники в полиции), у инцидента явно прослеживалась межэтническая подоплека. Об этом говорит даже тот факт, что из-за столкновений казахов и дунган в экстренном порядке пришлось вводить в район локального конфликта организованные силы правопорядка, а доведенное страхом до отчаяния население начало массово выезжать в соседний Кыргызстан (всего за два дня конфликтов дунганские села покинуло до 7000 человек!). В субботу было введено ЧС локального масштаба.
На кыргызской стороне, по данным местных активистов, проживает одна из самых заметных по численности дунганских диаспор – около 40.000 человек. Впрочем, появилась информация, что часть беженцев (в основном женщины и дети) уже возвращается назад. К примеру, 10 февраля, в ходе брифинга с журналистами, заместитель премьер-министра Казахстана страны Бердибек Сапарбаев подчеркнул, что обратно на родину уже вернулось 4 тысячи человек, бежавших к соседям в дни беспорядков. Добавив, что работа по возвращению казахстанцев будет продолжена и впредь.
К слову, на новом месте тоже нашлись те, кто были не в восторге от наплыва в Киргизию «казахских» дунган…
Карательный поход
Вечером того же 7 февраля в четырех упомянутых выше окрестных селах (только в одном Масанчи проживает 14 тысяч жителей, большая часть из них дунгане-мусульмане, выходцы из Китая), начались жестокие погромы: на села напали толпы казахов. Хотя доподлинно и не известно, были ли эти погромы связаны с историей, случившейся накануне с полицейскими в Сортобе, но до сих пор нет и данных, опровергающих эту связь.
Несмотря на наличие «межэтнических сигналов», власти Казахстана отказывались их признавать, заявляя, что кровавые события имеют исключительно бытовое происхождение.
«Горят дома. Идет массовая драка. Не просто драка, а прибывшие из других сел противоборствующие группировки (этнические казахи – ред.) стреляют по местным жителям, полиция ничего сделать не может», - так пересказывали журналисты рассказ о трагедии главы ассоциации дунган Казахстана Хусея Даурова в пятницу.
Уточнялось, что всего в кровавой потасовке участвовало примерно 400 человек со стороны, вооруженных сельхозинструментами, металлическими прутами, а кое-кто и огнестрельным оружием.
Неуправляемая толпа погромщиков бесчинствовала почти сутки, пока из ближайшего крупного города (Алматы, в 200 километрах от Масанчи) к местным правоохранителям не подоспело военизированное подкрепление и более-менее не утихомирило ситуацию.
За это время в разгромленных селах были жестоко убиты восемь человек, еще двое позже умерли в больнице. Среди погибших - местный сельский учитель истории и казахского языка…
После погрома. Фото радио Азаттык
Со слов очевидцев СМИ пишут, что на градус агрессии повлияли появившиеся (после «разборки» с полицией и потасовки жителей двух соседних сел) в соцсетях и мессенджерах сообщения с подстрекательскими призывами: «Казахи из регионов, приезжайте в Кордайский район Жамбылской (Джамбульской – ред.) области!»
«Изначально произошла потасовка, бытовая ссора между жителями двух сел - Каракемер и Масанчи. Пожилого мужчину из Каракемера сильно избили. Масанчи в нашем регионе называют дунганским анклавом, население там - 90 процентов дунган. Казахов и кыргызов немного совсем», - цитируют издания жителя Кордайского района блогера Исламбека Дастана.
По утверждениям Исламбека Дастана, жителей Каракемера возмутило поведение группы этнических дунган, напавших на «коренных» полицейских.
Через считанные часы после этих двух происшествий разъяренная толпа пошла громить и жечь жилые дома в селе Масанчи.
10 февраля стало известно, что президент Касым-Жомарт Токаев дал поручения освободить от своих должностей акима Кордайского района и замакима области по соцвопросам. За «допущение серьезных упущений в работе». Работы лишились и начальники департамента полиции области и отдела полиции района.
По словам чиновников, восстанавливать разрушенные дома и магазины теперь будут совместными усилиями местных жителей, бизнесменов и строительных компаний.
На те же грабли?
После случившихся трагических событий, по наблюдениям очевидцев, в ряде мест в стране можно заметить замаскированное нагнетание напряженности между казахами и другими представителями нацменьшинств. К примеру, на одном из крупных вещевых рынков в Алматы, именуемых в народе барахолкой, 8 февраля вынуждены были повысить меры безопасности, выставив вооруженные наряды силовиков по всему периметру торговых площадей. Так как среди торговцев этого рынка немало этнических дунган, китайцев и уйгуров.
Фото из соцсетей
«Волнения с межэтническим оттенком между казахами и представителями других этносов (таджиков, чеченцев, турок и пр.) случались в Казахстане и прежде. Власти после них говорили, что это были бытовые конфликты, отвергая этническую подоплеку. Руководство Казахстана позиционирует государство как пример страны, где мирно сосуществует «сто народов», установлен межэтнический и межконфессиональный мир», - напоминает Азаттык.
Некоторые пользователи соцсетей, возмущенные безучастностью властей в отношении пострадавших («А властям не придет в голову заступиться за дунган, граждан РК?», «Почему бы президенту не приехать на границу с Киргизией - расспросить, подать руку, лично пособолезновать, чем-то помочь беженцам из сожженных деревень?»), ставят под сомнение пафосные тезисы государства об «интернациональной дружбе». «В Казахстане, у нас в Кордайском районе, дунгане - дома. Иначе все речи о многонациональном Казахстане, где счастливо сосуществуют 100 национальностей, - вранье. И Конституция РК - только фасад, за которым нет общего дома», - пишет одна из жительниц республики, собрав сотни комментариев и перепостов.
Статья по теме:
Межнациональные конфликты в Казахстане: почему они возникают?