Комментарии излишни: суд над «клеветником» и «оскорбителем» проводился в закрытом режиме, словно над каким-то опасным террористом.
По данным надзорного ведомства, причиной такого наказания послужило распространение в социальных сетях в январе 2021 года ложной информации, состоящей из «оскорблений и клеветы» в отношении сотрудников угольного склада Денау и зоопарка города Термеза о присвоении имущества и «по другим незаконным действиям».
Возникает вопрос: что же помешало этим «униженным и оскорбленным» обратиться за защитой своего поруганного достоинства раньше? Почему все они примчались с заявлениями на блогера именно сейчас, когда его должны были судить за «вымогательство»?
В сообщении Генпрокуратуры поясняется - в своих действиях она руководствовалась тем, что «на сегодняшний день в следственный орган поступили обращения на действия О. Саттори по 7 фактам, и сейчас следствие вносит ясность по обстоятельствам дела». В то же время «при изучении законности возбуждения уголовного дела не было выявлено фактов нарушения законодательства со стороны следственного отдела при УВД области». Кто бы сомневался…
Представители следственного департамента МВД (кстати, уголовное дело почему-то возбудило не УВД города Термеза, а областное следственное управление при УВД) также поспешили отметиться с официальным заявлением по поводу случившегося, представив блогера-активиста как ярого вымогателя-рецидивиста, не забыв при этом пригрозить уголовными статьями «за давление на следствие» в сторону сетевой общественности, безоговорочно осудившей то, что творили силовики при задержании и обыске в доме Саттори.
При этом милиционеры не посчитали нужным даже придерживаться логики: как может блогер шантажировать базаркома отснятым материалом, если телефон ему разбили, а его содержимое уничтожили (по словам отца Отабека, сын даже не успел его «расчехлить», когда на рынке в Шерабадском районе в прошлом декабре к нему подошли агрессивные помощники базаркома и сознательно сломали аппарат)?
В комментарии МВД говорится, что 29 января некий гражданин Лочин Т. (тот самый директор рынка в Шерабаде – ред.), проживающий в махаллинском (квартальном) сходе граждан «Кургон» Шерабадского района, обратился в правоохранительные органы с заявлением, что в декабре 2020 года на дехканский рынок «Чинора Гул барака», которым он руководил, явился человек, представившийся блогером Отабеком Саттори, и стал снимать рынок на мобильный телефон.
Согласно его заявлению, накануне, 28 января, блогер позвонил ему и заявил, что во время видеосъёмки [в декабре] на рынке разбили его телефон марки «RedMi 5», и якобы угрожал, что, «если ему не купят новый телефон марки «Vivo-X50» (?! – ред.), он распространит в интернете все видео по негативным обстоятельствам на рынке». Заявитель просил «принять законные меры» в отношении «распоясавшегося» блогера.
«В ходе оперативного мероприятия гражданин Отабек С. был задержан участниками мероприятия с вещественным доказательством возле его дома во время получения у Лочина Т. путём вымогательства мобильного телефона марки «Vivo-X50» стоимостью 5.040.000 сумов (478 долларов – ред.) со специальной химической обработкой», - говорится в информации департамента.
Отабек Саттори. Фото с личной странице в Фейсбуке
Однако общественно значимые личности и международные правозащитники придерживаются совершенно другого мнения относительно этого дела.
Так, по утверждению депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса Расула Кушербаева, дело обстояло совсем по-другому.
«Разве происходящее не «постановочный спектакль»? – задается вопросом депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса (нижней палаты парламента Узбекистана – ред.) Расул Кушербаев. - Несколько месяцев назад Отабек снимал на телефон цены на рынке в Шерабадском районе для контроля общественности, в это время подошли несколько сотрудников рынка, избили его, порвали одежду и разбили его телефон. Блогер написал заявление в ОВД и встретился с хокимом района по поводу инцидента на рынке. Тот, попросив Отабека не выкладывать эти записи в интернет, пообещал, что ему компенсируют ущерб, купив новый телефон».
По словам Кушербаева, при встрече с блогером, он, желая поддержать удрученного Отабека, посоветовал ему не отказываться от нового аппарата, если предложат – это же в качестве компенсации ущерба. Напомнив при этом, что директор рынка и его подручные, тем не менее, должны ответить по закону за свои хулиганские действия (мол, если ваше заявление в правоохранительные органы останется без рассмотрения, - сообщите мне лично).
«А сегодня этого человека обвиняют в вымогательстве из-за телефона, который ему выдали в качестве компенсации вместо его же разбитого телефона!» - возмущается депутат, назвав происходящее саботированием сурхандарьинскими чиновниками политики открытости президента.
С жестким заявлением от имени Общественного фонда поддержки и развития национальных масс-медиа выступил и его глава Камил Алламжонов.
«Почему у него дома провели обыск, будто бы это опасный преступник, почему суд проводится в закрытом режиме? Неужели так относятся ко всем гражданам, подозреваемым в вымогательстве? Или он удостоился такого особого «уважения» к себе, потому что он блогер? Разве это нормально? Министерству внутренних дел следует прокомментировать этот вопрос. Когда они изменят свои методы? Неужели, если бы его не арестовали, а вызвали законной повесткой в органы, он бы не явился? Почему в качестве меры пресечения выбрали самую строгую меру - арест?» - последовали резкие вопросы от председателя общественной организации, потребовавшего от Генпрокуратуры дать правовую оценку происходящему.
К благоразумию и справедливости призвал органы власти Узбекистана также международный Комитет по защите журналистов – CPJ (Committee to Protect Journalists), потребовав от правительства освободить арестованного по сфабрикованному делу блогера, который своими разоблачениями, видимо, «достал» местных коррупционеров.
Высказались на эту тему и «Репортеры без границ», назвав дело блогера сфабрикованным.
Обеспокоенный ситуацией вокруг Саттори, посол Великобритании в Узбекистане Тим Торлот также не остался в стороне, написав в своем Tвиттере, что этот вопиющий случай не может не настораживать гражданское общество.
«Если нет доказательств, подтверждающих вымогательство, данное событие с арестом вызывает опасения; возможно, это очередное действие, проламывающее брешь в свободе слова. Для органов внутренних дел важно выполнение своих обязанностей и защита общественного порядка, но им следует представить доказательства, подтверждающие, что это не арест просто за критику», - подчеркнул глава английской дипмиссии.
Напомним, по видеоматериалам и рассказам родственников Отабека, 1 февраля Термезским горсудом по уголовным делам в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения блогеру в виде ареста. В тот же день следственный департамент МВД РУз предъявил Саттори обвинение в вымогательстве – якобы он вымогал у «неизвестных людей» деньги и мобильный телефон. Причем, уголовное дело в отношении Отабека Саттори было переквалифицировано с части 1 статьи 165 («Вымогательство») УК РУз на более «тяжелую» - 2-ю часть («Вымогательство, совершенное …по предварительному сговору группой лиц»). За трое суток у арестованного сменилось три следователя. Апелляцию о его освобождении суд отклонил.
По словам слов адвоката Шавката Шакирова, защищающего Отабека Саттори, никаких оснований для переквалификации обвинения не было – всё делалось специально, чтобы искусственно «подогнать» статью для ареста блогера.
В интервью Газете.уз защитник сообщил, что через месяц после происшествия на рынке, Саттори уже пытались посадить на 15 суток.
«Когда это не получилось, они в течение одного дня быстро получают заявление по случаю месячной давности. Отабеку сообщают, что хотят отдать телефон. При передаче его тут же задерживают и обвиняют в вымогательстве», - рассказал адвокат. При этом следствие до сих пор не представило ни одного вразумительного доказательства, подтверждающего его вину. Саттори, по словам Шакирова, уверен, что вся система работает сейчас против него.
Адвокат также сказал, что в отношении его подзащитного не применяется сила, но при этом сразу после его задержания заместитель начальника УВД заявил: «Вот что происходит, когда вмешиваешься в политику, можем посадить в любое время».
«Так сказал Отабек, но попросил никому не говорить. Но я всё равно сделал устное предупреждение следователю… Сейчас с ним всё хорошо, ему никто ничего лишнего не говорит», - сказал Шакиров.
Остается добавить, что обвинение блогеров и журналистов в вымогательстве – распространенная в Узбекистане тактика представителей власти и силовых структур, направленная на то, чтобы заставить их замолчать или отказаться от критики власти.
Статьи по теме:
В Сурхандарье арестован критиковавший власти блогер Отабек Саттори