По словам юриста, изначально апелляцию должен был рассматривать Сурхандарьинский областной суд по уголовным делам, но защитник обратился в Верховный суд и попросил перенести рассмотрение дела в другую область или в Ташкент. В итоге председатель Верховного суда определил местом для рассмотрения апелляции Самарканд.
Дата и время судебного заседания пока неизвестны.
Умидбек Давлатов сообщил изданию, что его подзащитный сейчас находится в 8-м следственном изоляторе Термеза и будет переведён в Самарканд в течение «одного-двух дней».
10 мая Музрабадский суд по уголовным делам Сурхандарьинской области вынес обвинительный приговор Отабеку Саттори, признав его виновным по пункту «а» части 3 статьи 165 (Вымогательство в особо крупном размере) и пунктам «а» и «г» части 3 статьи 139 (Клевета, соединенная с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, из корыстных или иных низменных побуждений).
Отабек Саттори в Музрабадском районном суде 11 марта. Фото Питера Леонарда
По нашему мнению, заказное дело против блогера возникло не потому, что он наступил на «больную мозоль» влиятельному директору Шерабадского рынка Лочину Тураеву, когда попытался вести видеосъемку на этом рынке; не потому, что «достал» вороватых местных газовиков, продающих населению незаполненные газом баллоны, и даже не потому, что вступил в затяжное противостояние с хокимом (главой администрации) Сурхандарьинской области Турой Боболовым, назначенцем Шавката Мирзиёева.
Дело против блогера фабриковали милиционеры, а они не подчинены гражданским чиновникам; их непосредственное начальство – министр МВД, утверждаемый президентом Узбекистана. Конечно, каждый из чиновников внес посильный вклад в фальсификацию доказательств ради осуждения блогера, однако отдать соответствующие команды министру МВД, прокурору и судье было не в их власти; подобные распоряжения могли исходить только от того, кто назначает руководителей всех этих ведомств.
На наш взгляд, хотя непосредственным поводом для «нейтрализации» блогера послужил случай с телефоном, испорченным подчиненными директора Шерабадского рынка, однако истинной причиной его осуждения, - на что мало кто обращает внимание, - стала поддержка фермеров, изгоняемых с занимаемой ими земли ради передачи последней доверенному лицу президента Мирзиёева.
В статье издания Apparel Insider рассказывается о захвате земель в Сурхандарьинской области для ООО «Surxon Cotton Textile Cluster», созданного 1 декабря 2020 года. Компании передано 22.400 га земли, которая была захвачена у 475 фермеров-предпринимателей Кизирикского района.
ООО «Surxon Cotton Textile Cluster» принадлежит компании Petromaruz Limited, собственником которой является Муртазо Рахматов, член Сената Олий Мажлиса (верхней палаты двухпалатного парламента Узбекистана – ред.), недавно назначенный главой новосозданной Ассоциации хлопко-текстильных кластеров. Директор «Surxon Cotton Textile Cluster» - Саидкул Арабов, бывший председатель Госкомитета РУз по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру.
Большинство из этих фермеров имели долгосрочную аренду земли не менее чем на 30 лет и брали крупные банковские ссуды для инвестирования в свою землю и производство. У многих были контрактные соглашения на поставку сельскохозяйственной продукции на экспорт, которые они теперь, скорее всего, потеряют. Конфискованные фермы не подвергались никаким проверкам, чтобы определить, насколько эффективно они управлялись или как использовалась земля, то есть не было никаких юридических оснований для конфискации их земель, кроме того, что они срочно понадобились ООО «Surxon Cotton Textile Cluster»
Согласно закону о сельском хозяйстве, земля может быть изъята только по решению суда в случае неэффективного использования и невыполнения договорных обязательств в течение трехлетнего периода.
Однако после того как фермеры отказались «добровольно» отдавать свои земли, местные власти начали прибегать к угрозам, о чем фермеры сообщили в открытом обращении. Милиционеры ходили к каждому фермеру отдельно и требовали, чтобы они писали заявления о добровольной сдаче земли и закрытии своих хозяйств. Когда большинство фермеров всё еще отказывались отдавать землю, местная администрация направила тракторы для уничтожения их посевов.
Так вот, Отабек Сатори активно поддерживал этих фермеров и ПРОВОДИЛ С НИМИ МНОГОЧАСОВЫЕ ИНТЕРВЬЮ, И ИМЕННО В ЯНВАРЕ ЕГО НАЧАЛИ ЗАПУГИВАТЬ СИЛОВИКИ, ТРЕБУЯ, ЧТОБЫ ОН ПЕРЕСТАЛ ЭТО ДЕЛАТЬ.
И Рахматов, и хоким Сурхандарьинской области Тура Боболов – назначенцы, и, по нашему предположению, «деловые партнеры» Шавката Мирзиёева. «В подмогу» Рахматову были отряжены сотрудники МВД, выполнявшие «оперативную задачу» по отъему земель у фермеров ради последующей их передачи сенатору Рахматову. Так что с какого ракурса ни посмотреть на это дело, отовсюду видны уши высшего должностного лица Узбекистана.
Статьи по теме:
Боровшегося с коррупцией блогера Отабека Саттори приговорили к 6,5 годам лишения свободы
Прокурор попросил приговорить боровшегося с коррупцией блогера Саттори к 11-летнему заключению
Суд над блогером Саттори выявляет несостоятельность доводов следствия
В Сурхандарье арестован критиковавший власти блогер Отабек Саттори