Одной из причин судебного решения стало применение статьи 183 (Мелкое хулиганство) Кодекса об административной ответственности Узбекистана. В обвинении Абдуллаеву фигурировала и статья 194 (Невыполнение законных требований сотрудника органов внутренних дел).
«Показательна официальная трактовка событий, в которых приняли непосредственное участие руководители районных служб МВД. Они предстают в образе бдительных служителей закона, а блогеры покусились на честь мундиров сотрудников», - анализирует текст пресс-релиза эксперт ACCA.
Иллюстративное фото
Начальник управления по безопасности дорожного движения ОВД Шахрисабза Ф. Янгибоев, якобы заметил два полностью затонированных автомобиля без госномеров рядом со зданием ведомства. Он подошёл к авто для проверки документы водителей и узнать, кому принадлежат автомобили.
В тексте сообщается, что «стоявший рядом с машиной А. Абдуллаев сообщил, что автомобиль принадлежит ему, представил паспорт, но не предоставил документы на автомобиль. Когда Ф. Янгибоев вместе с инспекторами ДПС М. Каримовым, С. Пирмановым и Д. Ашуровым для установления личности владельца машины собирались поместить её на штрафстоянку, М. Музаффаров и У. Каримов, стоявшие рядом с А. Абдуллаевым, проявили грубость, неуважение и дерзость и начали скандалить».
Ф. Янгибоев позвонил в ОВД Шахрисабза, объяснил ситуацию и попросил направить подкрепление. Поскольку здания ОВД и УБДД находятся рядом, заместитель начальника ОВД Шахрисабза Ж. Раупов немедленно прибыл на место. Он спросил А. Абдуллаева: «Вы владелец этой машины?», в ответ водитель «проявил грубость перед многочисленными гражданами, сказав: «Ты кто?», следует из сообщения.
«М. Музаффаров и У. Каримов вмешались в их разговор, проявили грубость к заместителю начальника ОВД Ж. Раупову и другим сотрудникам, заявив: «Вы, сборище чиновников, надоели, уже невозможно жить», собрали много людей вокруг и дискредитировали сотрудников ОВД перед гражданами», - говорится в сообщении.
По утверждению суда, Ж. Раупов пытался успокоить водителей, но они в ответ продолжили скандалить, нарушив общественный порядок и совершив «мелкое хулиганство».
О реакции общественности на притеснения медиаактивистов сообщила читателям Gazeta.uz. Практикующий юрист, автор блога Yuristkadr Саидали Мухторалиев предположил, что скоро «число 183 (номер статьи, которую якобы нарушили блогеры – ред.) и слово блогер станут синонимами».
Бывший депутат Законодательной палаты Расул Кушербаев заявил, что [у властей] есть только желание посадить. «Это желание превыше всего. В обществе, где судьи не являются независимыми, такие случаи неизбежны. В следующий раз среди арестованных могут оказаться близкие людей, которые сегодня плюнули на закон», - отметил он.
Сами блогеры, если сочтут возможным, смогут изложить свою версию событий после освобождения из-под стражи. Атака на них произошла вслед за другим инцидентом в этом регионе.
27 мая в Яккабагском районе Эльмурода Одилова арестовали на 15 суток. По информации онлайн-издания Daryo.uz, блогера избили на встрече фермеров с заместителем главы Яккабагского района. Свидетель происшедшего сообщил изданию, что «его вытащили за ворота, били, таскали и ломали телефон».
Ранее ACCA писал о том, как администрация района реагирует на критику в социальных сетях. 1 июля 2021 года с жалобой в РОВД на блогера обратился заместитель хокима Яккабагского района по вопросам махалли и поддержки семьи. Чиновник сообщил о публикациях в соцсетях видеоматериалов Одилова и его сподвижника, подрывающих авторитет руководства хокимията Яккабагского района, и попросил «принять к ним законные меры».
3 марта суд в Кашкадарье не удовлетворил апелляционную жалобу Одилова. Блогер, активно освещавший вопросы поставок газа и электричества и требовавший отставки председателя Сената Танзилы Нарбаевой, в феврале отсидел 15 суток.
В этот же день сорок журналистов, блогеров и общественных активистов обратились к президенту Шавкату Мирзияеву с просьбой «оказать историческую помощь в обеспечении подлинной независимости прессы».
Подписанты открытого обращения пожаловались президенту на «скрытую, но жесткую цензуру» и отмечали факты охоты на блогеров и журналистов.
По итогам 2022 года Узбекистан занял 137 место из 180 в рейтинге свободы прессы, опубликованном международной неправительственной организацией Reporters Without Borders. Страна опустилась в рейтинге сразу на четыре позиции. В стране действуют «репрессивные» законы о СМИ и распространены «слежка, цензура и самоцензура», подчёркивает RSF.