За несколько месяцев до этого, в августе, глава «Альянса» Елена Урлаева побывала в этом районе на собрании жителей и председателей нескольких махаллей (квартальных комитетов, контролируемых государством – ред.), просивших её помочь с обеспечением природным газом. (Он был при СССР и во времена Каримова, но сейчас от газоснабжения остались только пустые трубы.)
Елена Урлаева
Во время собрания в махалле Шурбои Елене Урлаевой было передано заявление следующего краткого содержания (слегка отредактировано):
«Мы, жители Самаркандского района Самаркандский области, махаллей Богитилло, Найман, Чаман, Шурбои, Шурбонча, Найзатеппа (…), всего 2382 дворов с 15377 жителями. Основной нашей проблемой является то, что с 2016 года прекращена подача природного газа под ложным предлогом того, что якобы [расстояние] от ГРС (газораспределительной станции) до наших ГРП (газораспределительных пунктов) в среднем составляет 22 км 500 метров, а на самом деле – 33 км. (…) В настоящее время временно раздают каждой семье по баллону газа. Отсутствие природного газа в холодное время очень неблагоприятно для нормальной жизни населения: [люди] устанавливают самодельные печки, отапливают [дома] чем попало - дровами, коровьим кизяком, старой обувью, одеждой, соломой, сухими листьями. Наблюдается рубка деревьев, сократились зелёные насаждения.
Если до нас не доходит газ, то почему мимо проходят несколько трубопроводов для подачи газа ресторанам, теплицам, баням, заводам, заправочным станциям? Просим вас оказать содействие по обеспечению нас природным газом. Подписи».
Во время собрания Елена Урлаева предложила председателям махаллей устроить акцию протеста у хокимията (администрации – ред.), но, когда она стала писать плакаты, все разбежались от испуга перед приездом милиции. Остались только сама Урлаева, заслуженный учитель Муродкул Мадиев и активист Наимжон Сиддиков.
После собрания Елену Урлаеву и Муродкула Мадиева задержали милиционеры и повезли в отделение милиции; в автомашине Мадиеву стало плохо с сердцем, и его доставили в больницу, где на протяжении шести часов оказывали срочную медицинскую помощь.
На следующий после собрания день хоким Усманов пообещал Урлаевой и Мадиеву до холодов обеспечить жителей природным газом, но уже наступили холода, а газа так и нет.
Елена Урлаева считает, что отсутствие обеспечением природным газом жителей указанных махаллей, где проживают в основном таджики, является ущемлением их экономических прав.
«Правозащитный альянс» отмечает, что ранее просили помощь с обеспечением природного газа также жители Каршинского района [Кашкадарьинской области], Бухарской и Сырдарьинской областей, где его нет до настоящего времени.
Правозащитники «Альянса» требуют срочной подачи природного газа всем нуждающимся гражданам Узбекистана; в первую очередь необходимо обеспечивать им население, детские сады и школы, говорится в распространенном сообщении.