«Узбекнаво» трансформируют. Дадут ли вольную «крепостным» артистам?

Пятница, 24 Февраля 2017

Свершилось: эстрадное объединение «Узбекнаво» и объединение национального танца «Узбекракс» в соответствии с указом президента Шавката Мирзиёева от 15 февраля слились в единую структуру под названием «Узбекконцерт». Новое ведомство, в подчинении которого находятся 2,5 тысячи творческих коллективов и исполнителей по всей стране, войдет в состав вновь образованного министерства культуры. (Одновременно с роспуском упомянутых выше объединений состоялось историческое разделение министерства по делам культуры и спорта на две автономных структуры - Минкульт и Госкомспорта).

Как сообщают местные СМИ, работа по возвращению министерства и госучреждений, действовавших в бытность Союза, обусловлена «дальнейшим совершенствованием системы управления в области культуры и спорта». С целью финансирования работы «Узбекконцерта» президент распорядился создать специальный внебюджетный Фонд развития культуры и искусства, средства которого планируется направить как на укрепление материально-технической базы учреждений культуры, так и на повышение квалификации кадров и их материальное стимулирование. Более того – новую организацию «вселяют» в одно из самых помпезных зданий Ташкента – Дворец Форумов, построенный в 2010 году за миллиард долларов и годами пустовавший.

Вроде бы всё бы хорошо, да вот терзают сомнения: не продолжит ли вновь рождённая организация эстафету тотального контроля над узбекскими арстистами?..

Предсказуемый провал

Напомним, что министерство по делам культуры и спорта было создно в сентябре 2004 года после объединения министерства культуры и Государственного комитета по физкультуре и спорту. По оценкам некоторых сотрудников ведомства, это была одна из наиболее серьёзных ошибок покойного президента Каримова. И вот наконец, через более чем 12 лет, новый глава государства в указе «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и спорта» вынужден был назвать вещи своими именами.

В официальном комментарии к указу, распространенном УзА, признаётся, что «объединение в одном министерстве культуры и спорта снизило эффективность управления этими сложными сферами».

Начальник управления ЭО «Узбекнаво» О. Абдукаххаров

Начальник управления ЭО «Узбекнаво» О. Абдукаххаров

Суть комментария сводится к тому, что критический анализ опыта в культурно-спортивной сфере за прошедшие двенадцать с половиной лет обнаружил полную несостоятельность Минкультспорта в выполнении поставленных перед ним задач, и его деятельность «нуждалась в коренном реформировании».

Конечно, лучше поздно, чем никогда: Минкультспорта признано исчерпавшим себя, поскольку в своей работе оно «часто ограничивалось концентрацией имеющихся ресурсов и возможностей на проведении праздничных культурных мероприятий и мобилизационной подготовке к важным международным спортивным соревнованиям».

Для выполнения многочисленных предписаний соответствующего президентского указа образована комиссия под руководством премьер-министра Абдуллы Арипова.

Что же до упразднённого «Узбекнаво», общеизвестно, что из объединения, призванного оказывать социальную поддержку и защиту исполнителям, оно с годами превратилось в монопольного продавца лицензий и надсмотрщика за моральным обликом узбекских артистов.

В последние годы объединение, выдававшее, а, в случае «плохого поведения» эстрадных исполнителей либо приказа «сверху», отнимавшее у них лицензии, только тем и занималось, что пыталось «отмывать» собственный имидж после очередного скандала, связанного с карательными акциями против подопечных, отказавшихся принимать участие в сборе хлопка или в официозно-идеологических мероприятиях. Либо – и того хуже – размещавших в социальных сетях свои «неприличные» фото и видео.

Хотят как лучше

Согласно новому указу, создание «Узбекконцерта» должно «усилить эффективность реализации мер по развитию музыкального, хореографического и эстрадного искусства, оказать всемерное содействие в создании высокохудожественных качественных произведений, отражающих высокую духовность, яркую и самобытную культуру народа Узбекистана».

Те же благие цели и задачи ставились и при организации в 1996 году главного объединяющего артистов органа (в принудительном порядке) – гастрольно-концертного сообщества «Узбекнаво». Появившегося, кстати, взамен «Узбекконцерта» советских лет. Для сведения: в апреле 2012 года лицензии с правом на эстрадную деятельность стоимостью в три с лишним миллиона сумов (в то время более $1100 по реальному курсу) имели 567 молодых исполнителей.

Затем, на основании принятого в июне 2001 года постановления Кабинета министров «О дальнейшем развитии эстрадно-песенного искусства», его статус еще раз изменился, оно стало одноимённым эстрадным объединением. Наряду с функциями координации деятельности субъектов эстрадного искусства на него также была возложена ответственность за развитие деятельности творческих групп и солистов, занимающихся музыкальным искусством.

Однако, судя по наблюдениям, перемена названий курирующе-контролирующего органа так и не привела к качественным изменениям в его работе.

Перечисляя в своих отчётах заслуги «Узбекнаво», руководство этой организации не забывало периодически информировать общественность о том, что держит артистическую братию в ежовых рукавицах. «Совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и Министерством внутренних дел Республики Узбекистан разработана и принята программа проведения совместных рейдов в 2012-2013 гг., целью которой является выявление лиц, работающих без лицензии и уклоняющихся от уплаты налогов, а также повышение уровня развития эстрадно-песенного искусства», - сообщалось на пресс-конференции, организованной этим ведомством в 2012 году.

На страже нравственности

Равнодушных к поп-музыке в Узбекистане практически нет, поэтому конкуренция в шоу-бизнесе огромная, и получить в него входной билет не так-то просто. Более половины из 32-миллионного населения страны - молодые люди в возрасте до 30 лет, чем и объясняется огромная популярность артистов и певцов: ведь без участия известных артистов не обходится ни одна узбекская свадьба. Хорошо осознавая их сильное влияние на людей, власти пытаются жёстко контролировать деятельность и саму жизнь поп-исполнителей, вплоть до их нарядов и поведения как на сцене, так и за ее пределами.

Контроль над шоу-бизнесом стал главной и едва ли не единственной задачей «Узбекнаво», среди сотрудников которого немало «спецслужбистов». Впрочем, кому и «бдеть», как не этой конторе, если именно она монопольно выдаёт и отбирает лицензии. Впавшие в немилость могут распрощаться с этой «бумажкой», что автоматически лишает их возможности заработка. Проштрафившихся не пускают на телевидение и радио, а процесс реабилитации может длиться месяцами, а иногда и годами.

По традиции дважды в год – ко Дню независимости страны и Наврузу - звёзд узбекской эстрады приглашают выступить перед руководящей элитой и гостями. Во всяком случае, так было, пока был жив первый президент Ислам Каримов, который в финальной части праздничного концерта пускался в пляс и лично пожимал руку каждому артисту. Обязательное условие - чтобы певцы ввели в свой репертуар патриотические песни о любви к своей родине и узбекскому народу. Нарушителей ожидали коллективное осуждение на собраниях и публичная «порка».

Со временем лишение артистов лицензии по поводу и без превратилось в обыденное явление. Настолько обыденное, что редкий день обходился без сообщений о лишении эстрадным ведомством того или иного исполнителя права на выступления, даже за отказ от участия в сборе хлопка. Легче перечислить тех, кого эта «кара» не коснулась, нежели наоборот, а тут еще сам Мирзиёев лишил известного узбекского певца Абдулазиза Карима всех его регалий.

Певица Тамила (Эсмеральда Рахматова)

Певица Тамила (Эсмеральда Рахматова)

Показательному наказанию за «незаконные», с точки зрения контролеров из «Узбекнаво», частные съёмки год назад подверглась молодая певица Тамила, лишенная лицензии с формулировкой «за бесстыжее поведение и бездарные песни». (Мы писали о ней здесь, здесь, здесь, здесь и здесь). Не единожды лишали лицензии и популярную исполнительницу Лолу Юлдашеву, прославившуюся как «неприличными» личными фото, так и «скандальным» поведением и нарядами (об этом здесь, здесь, здесь и здесь).

Невозможно себе представить, чтобы за «скандальные» костюмы или не согласованные с чиновными «цензорами» гастроли могли бы лишить лицензии или не выпустить из страны, скажем, Мадонну, Лопес или Пугачёву. В то время как весь цивилизованный мир идёт к искоренению ненужных разрешений (ведь эти бумаги провоцируют коррупцию), узбекские бюрократы считают своим долгом ещё более ужесточить наказание «строптивых» путём отзыва у них их лицензий за любую провинность.

Цензура цензуре рознь

В 2009 году в своём интервью «Фергане» известный исполнитель и руководитель звездной «Яллы» Фаррух Закиров с горечью говорил о низком организационном уровне национального шоу-бизнеса, подчеркивая, что появившаяся в 1996-м организация «Узбекнаво» изначально «была создана для развития и поддержки эстрадного искусства, но почему-то со временем превратилась в контору, продающую лицензии исполнителям».

«При этом никакой конкретной продюсерской поддержки, методико-консультативной помощи она не оказывает, и самое главное – эта организация не осуществляет социальную защиту исполнителей. Есть у тебя деньги – можешь быть артистом, нет денег – будь ты хоть сверхталантлив, тебе обеспечена масса бюрократических препон, закрывающих путь на сцену. Не хочу сказать, что, мол, вот я ушел, пришли другие, и поэтому стало хуже, отнюдь, просто сегодня, к сожалению, нет организации, которая должным образом помогала бы развиваться и объединяться творческой молодежи, защищая ее интересы», - высказался певец.

Это лишнее подтверждение ненужности сотен так называемых специалистов по музыкальной культуре в эстрадном объединении, регулярно получавших нехилые зарплаты, премии и гонорары от концертов звезд. При этом карательная и идеологическая цензура процветала, как никогда, а «культурной» цензуры, требующей экспертного подхода к исполняемым на сцене произведениям, так и не появилось.

«Цензура советских лет, конечно, была вещь очень плохая и тяжёлая, - высказался в одном из интервью советский и российский композитор Давид Тухманов. - Но надо разделить культурную цензуру и идеологическую. В ту пору цензура, безусловно, была идеологической, но нельзя сказать, что всё было очень плохо - все-таки грамотность, общая культура были тогда гораздо выше. Вообще, даже в печатном деле тогда в книгах было значительно меньше опечаток. А сегодня цензуры совсем нет (в российском шоу-бизнесе - авт.), никакой – ни идеологической, ни культурной. Никаких арбитров, которые бы способствовали улучшению продукции, следили за качеством того, что производится. (…) Правда, можно сказать, что и сегодня существует некая цензура, и она, пожалуй, даже будет похлеще той, которая была в советские годы – это цензура рынка - замкнутый круг: товар – деньги - товар, а творческую свободу нужно завоевывать большими усилиями».

По мнению же популярной узбекской поп- и рок-певицы, композитора, а также исполнительницы традиционной народной музыки Севары Назархан, цензуры в песенном творчестве быть не должно. Она с возмущением отозвалась о тех временах, когда музыканты постоянно находились под цензорским прессингом. Например, «как стирали архивы с неугодными песнями, как не допускали к сцене одних и проталкивали других». «Я не знаю, как я буду думать позже, но всё своё время я считаю, что цензура отвратительна по своей природе», - заявила певица в интервью «Новым известиям».

Лицензирование незаконно?

Между тем, остается не вполне ясным, чем же руководствовалось «Узбекнаво», делая своей основной функцией наблюдение за «облико-морале» артистов, равнозначное безапелляционной цензуре: то ли неофициальными указаниями самого Ислама Каримова, то ли его «аппарата», то ли собственным разумением ситуации. Не исключен и некий завуалированный шантаж (цели у шантажистов могут быть разными).

При этом лицензирование эстрадной деятельности очевидным образом противоречит закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно, его седьмой статье: «К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам, здоровью граждан, общественной безопасности, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, определяются законодательными актами».

Возникает вопрос: с каких это пор эстрадная деятельность «может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам, здоровью граждан, общественной безопасности»? Если, разумеется, такую «опасность» не представляют глубокие декольте и разрезы на платьях артисток или их «бесстыдные» фото-видео в соцсетях...

Хотелось бы больше узнать и о принципах, по которым теперь будет осуществляться цензура (в её живучести можно не сомневаться) в стенах вновь учрежденного «Узбекконцерта». Помнится, в советские времена при тотальной централизации всего и вся было невозможно даже помышлять об организации «самовольного» концерта, без специального разрешения дозволительных инстанций, или выпустить пластинку, минуя фирму «Мелодия». Не говоря уже о том, чтобы разок «блеснуть» в телеэфире.

В любом случае остается надеяться, что принципы контроля все-таки будут более гуманными и далёкими от карательной паранойи. Ведь главное - не забывать, что основная проблема любой шоу-индустрии не в том, что в ней много плохого, а в том, что мало хорошего. Во всяком случае, пока...


Соб. инф.