В Узбекистане ограничивают влияние религиозных «авторитетов»: имамам запретили выступать в соцсетях

Вторник, 04 Июня 2024

Духовное управление мусульман Узбекистана ограничивает выступление имамов в социальных сетях. Это происходит на фоне того, что некоторые религиозные деятели набрали сотни тысяч подписчиков (иные до миллиона) и стали превращаться в мощную политическую силу. (На одном из видео известный в стране деятель, науськивая свою многочисленную аудиторию на сетевого оппонента, потрясает указующим в небо пальцем и много раз повторяет: «Это не ради меня, это ради Аллаха!»)

Радио Озодлик (узбекская служба радио Свободная Европа/Свобода) сообщает, что 27 мая имамы-хатыбы (главные имамы) всех мечетей Узбекистана получили предупреждение не выступать в социальных сетях и не ставить «лайки» под постами.

В аудиообращении, направленном помощником главного имама города Ташкента Эргашем Рустамовым всем главным имамам районных мечетей через Телеграм, говорится о введении строгого контроля за выступлениями имамов в соцсетях.

1

Президент Шавкат Мирзиёев, премьер-министр Абдулла Арипов и представители исламского духовенства Узбекистана

Имамы Узбекистана, с которыми пообщался журналист «Озодлика», резонно истолковали последнее решение Духовного управления мусульман страны как усиление государственного контроля над их деятельностью.

Один из ташкентских имамов, пожелавший остаться неназванным, заявил, что ограничение на выступления имамов в соцсетях противоречит законам о правах человека и свободе совести.

Другой имам из Ташкента сообщил «Озодлику» о том, что запрет на выступления в социальных сетях исходит лично от главы Духовного управления мусульман Узбекистана, муфтия Нуриддина Холикназарова.

«Нам сказали, что это приказ муфтия. Они связывают нам руки и ноги», - приводит его слова Радио Озодлик.

Представитель Духовного управления мусульман Узбекистана подтвердил «Озодлику», что имамам действительно было поручено не выступать в соцсетях, но от официальных разъяснений отказался.

«Звезды» соцсетей

За последнее время ряд имамов-хатыбов в Узбекистане были отстранены от своих должностей, поскольку, по мнению религиозного ведомства, не соответствовали своему статусу и рангу, отмечает «Озодлик».

В своем последнем выступлении имам Исакжон Бегматов, известный в народе как «Исхакжон-домла», заявил, что те, кто изобрел ««кешбэк» (термин означает «возврат денег»; с 1 января 2022 года физические лица, совершившие покупки в пунктах розничной торговли, общепита и бытового обслуживания и зарегистрировавшие покупной чек в мобильном приложении Государственного налогового комитета Soliq, могут получить 1% от суммы покупки. Это было предусмотрено постановлением президента Узбекистана от октября 2921 года – ред.), вредят народу и торговцам. Его мнения относительно налогов также вызвали бурные обсуждения среди общественности.

В 2017 году Исакжон Бегматов, занимавший в те годы должность имам-хатыба мечети «Тухтабой» в Ташкенте, был уволен из-за резкой критики праздника «Навруз» и связанных с ним традиций.

В январе 2023 года соцсети взорвала аудиозапись имам-хатыба мечети «Эшонходжа-ота» в Ташкентской области Авазходжи Бахромова, в которой имам оскорблял 16-летнюю девочку нецензурными словами и угрожал ей. На аудио Бахромов говорил несовершеннолетней девочке, что «засунет ее голову в аквариум», «зарежет» и «вырвет её сердце». После данного инцидента имам-хатыб Авазходжа Бахромов был освобожден от занимаемой должности и арестован на трое суток.

В мае 2023-го с занимаемой должности был уволен главный имам Ташлакского района Ферганской области Шукрулло Эгамбердиев. Имама уволили за критику в адрес узбекских трудовых мигрантов и школьниц, танцующих вальс.

В сентябре 2022-го заместитель имама столичной мечети «Азиз-ота» в Учтепинском районе Ташкента Мирсобит Вохидов призвал мусульман судить по шариату критиков религиозных деятелей. Вскоре после этого выступления Вохидова Управление мусульман Узбекистана выступило с заявлением, в котором подчеркнуло, что призыв к «самосуду» противоречит учению ислама и законам страны, а также сообщило о расторжении трудового договора с имамом.

В январе прошлого года от занимаемый должности был освобожден главный имам-хатыб Ташкента Рахматулло Сайфутдинов, известный своими неоднозначными проповедями. В своих выступления имам Сайфутдинов критиковал мужчин-гинекологов, называя их «постыдным явлением», а также заявлял, что «от женщин, думающих во время полового акта не о муже, а о красивых актерах турецких сериалов, рождаются дети-геи».

В январе 2022 года с занимаемой должности был уволен заместитель имама мечети «Фатх» Зангиатинского района Ташкентской области Салихан Артыкходжаев. Резкие высказывания имама Артыкходжаева в интернете, особенно оскорбления в адрес уроженцев Хорезмской области, вызвали серьезные возражения в соцсетях.

В 2018 году от занимаемой должности был освобожден имам-хатыб Сырдарьинской области Муминжон Усманов. Тогда Духовное управление мусульман Узбекистана заявило, что было вынуждено поступить таким образом из-за комментариев в социальных сетях, а также многочисленных вопросов, задаваемых прихожанами.

«Имамам не разрешено устанавливать стандарты в обществе»

Два года назад ныне бывший министр юстиции Узбекистана Русланбек Давлетов обращался с предупреждением к религиозным деятелям, которые, по его мнению, «раскалывают общество».

Говоря о спорных выступлениях имамов, Давлетов подчеркивал, что государство «не позволит им устанавливать стандарты в обществе, исходя из их субъективных взглядов».

«Американский писатель Дэвид Фридман говорил: «Позвольте людям самим решать – идти им в Ад или нет». Большие ученые не зря говорили об этом. Эти вещи имеют огромное значение для развития общества. Мы не позволим, чтобы они устанавливали стандарты в обществе, исходя из своих религиозных измерений и личных взглядов, потому что есть закон», – говорил бывший министр юстиции.

На заседании правительства в сентябре прошлого года была выражена обеспокоенность по поводу «растущей религиозной радикализации» в стране, а правоохранительным органам было поручено усилить контроль в этой сфере.

Один из чиновников, участвовавший в том заседании, сообщал «Озодлику», что на заседании с участием премьер-министра Абдуллы Арипова и председателя Службы государственной безопасности Абдусалома Азизова была подвергнута критике усиливающаяся среди госчиновников тенденция молиться на рабочем месте, многоженство на основе шариатского брака и посещение религиозных мероприятий госслужащими и членами правительства.

«Чиновники должны либо выбрать религию, либо работать на госслужбе», – цитировал слова премьер-министра Арипова источник «Озодлика».

После этого заседания в нескольких мечетях Узбекистана убавили звуки азана (призыва на молитву, транслируемого через громкоговорители – ред.).

По данным Комитета по делам религий при Кабинете министров Узбекистана, по состоянию на 1 августа 2021 года в стране действуют 2285 религиозных организаций, относящихся к 16 различным религиозным конфессиям. Из них 2098 являются исламскими организациями, остальные 188 – относятся к другим религиозным течениям.

Согласно Конституции Узбекистана, религия отделена от государства. Деятельность религиозных организаций и конфессий регулируется законом «О свободе совести и религиозных организациях», напоминает «Озодлик».


Соб. инф.