Как правило, застройщики находят самых уязвимых жителей многоквартирного дома и начинают их «обрабатывать» на предмет согласия на снос. Таким образом, например, Ташкент потерял один из своих исторических кварталов - «Военный городок», двухэтажные дома которого состояли из разных по качеству квартир: на первом этаже были офицерские, постройки конца 19-го и начала 20-го века, второй этаж был надстроен уже в советское время и представлял собой большую «коммуналку» с общим санузлом и кухней. Естественно, жителей вторых этажей было легко уговорить на переезд, несмотря на отчаянное сопротивление их соседей снизу.
Подобная же история происходит сейчас с домом №7 по улице Бобура (бывшая Богдана Хмельницкого) в Яккасарайском районе, расположенном напротив торгового центра «Next».
Дом, который построил Щусев
Он был построен в 1935 году для профессорско-преподавательского состава Педагогического института им. Низами по проекту известного архитектора Щусева (по его проектам, в частности возведены театр оперы и балета им. Навои в Ташкенте, мавзолей Ленина в Москве). В разное время в нем проживали такие известные и заслуженные люди как археолог, доктор исторических наук В.А.Шишкин, открывший археологические памятники городища Варахша, настенные росписи Афрасиаба и многое другое. Его супруга П.А.Гончарова – автор книги «Золотое шитьё Бухары».
Это кирпичное здание с высокими потолками высотой 4,2 м и стенами толщиной в 80 см. Зимой в нем тепло, оно сейсмостойкое (выдержало все землетрясения), в квартирах деревянные полы, широкие лестницы подъездов до сих пор в отличном состоянии. Дом не похож на другие – он индивидуален, кроме того, естественно вписывается в архитектурный облик улицы, гармонируя со зданием бывшего Дворца обувщиков, в котором одно время располагался Интернациональный культурный центр, а сейчас – хокимият (администрация) Яккасарайского района столицы.
Когда в 2018 году по городу стали распространяться слухи о том, что все двухэтажные дома будут сноситься, обеспокоенные собственники квартир направили в виртуальную приёмную президента просьбу сохранить их дом.
30 июля 2018 года они получили ответ от хокимията Яккасарайского района, в котором говорилось: «В настоящее время многоквартирный дом №7 по ул. Бабура сносу не подлежит».
Для пущего спокойствия в августе 2018 года владельцы квартир обратились в Департамент культурного наследия при Министерстве культуры по городу Ташкенту, с просьбой выдать им документ, что дом находится в реестре исторических объектов.
Полученный ответ оказался неутешителен. В нем говорилось, что сотрудники межрегиональной государственной инспекции по городу Ташкенту, Ташкентской и Сырдарьинской областей изучили дом №7 и выяснили, что он состоит из двух этажей, построен из жженого кирпича, с высокими шифтами и без лишних украшений. Имеются сведения, что данное здание спроектировано известным зодчим А.В.Щусевым.
Тем не менее, уведомлял Департамент культурного наследия, «…с 2007 г. здание ПО НЕИЗВЕСТНЫМ ПРИЧИНАМ исключено из списка [объектов культурного наследия], утвержденного решением хокима №697 от 02.08.2007 г.». Департамент посоветовал жителям обратиться в Межрегиональную государственную инспекцию по г. Ташкенту с просьбой о перерегистрации здания.
Ответ из Министерства культуры
Однако в октябре 2019 года во дворе дома стали появляться представители ООО «Jemchug Housе» и уговаривать владельцев квартир согласиться на снос. При этом они предъявляли некое решение за подписью хокима города Ташкента Артыкходжаева от 30 октября 2018 года. Данное решение хокима города №1550 гласит, что участок в 40 «соток» земли по ул. Бабура, дом №7, передается в постоянное пользование компании «Universal Packing Masters» (торговое название компании «Murad Buildings»), под строительство многоэтажного дома.
Ответ из Министерства культуры, перевод на русский язык
При этом игнорируется решение хокима города №269 от 26 июня 2001 года о передаче земельного участка в постоянное пользование членам ТСЖ на основании ПП-2832 от 17.04.2001 г.
ООО «Jemchug House» является подрядчиком компании «Murad Buildings», осуществляющим снос и выселение собственников жилья. «На тот момент многие хотели остаться жить в своем доме. Однако, говоря, что вопрос сноса решен окончательно и обсуждению не подлежит, ООО «Jemchug Housе» выкупило 4 квартиры, 9 владельцев квартир были вынуждены согласиться на вариант «под котлован», 3 семьи живут до сих пор и категорически против сноса. По вопросу отмены решения городского хокимията №1550 они безрезультатно обращались в вышестоящие организации. После последнего обращения в виртуальную приемную президента дело было передано в Генеральную прокуратуру РУз.
Вслед за неоднократными обращениями в Департамент по культурному наследию Узбекистана, в марте этого года прибыла комиссия, состоящая из экспертов-архитекторов. 16 марта 2020 года в Министерстве культуры состоялось заседание научно-методического совета, на котором присутствовали жители дома. Выводы специалистов: здание построено в 1935 году, находится в хорошем состоянии, является образцом жилого дома раннесоветского времени. Оно ценно как само по себе, так и как часть исторической градостроительной застройки улицы Бабура. Его необходимо сохранить и внести в список, охраняемых государством памятников.
Такого же мнения придерживается Международная неправительственная организация Обсерватория Alerte Héritage, занимающаяся защитой центральноазиатского культурного наследия и опубликовавшая экспертное заключение о ценности дома № 7.
Однако Министерство культуры Узбекистана до сих пор не выдает соответствующий документ. Крайне удивляет, что его руководство больше волнуют убытки застройщиков, чем ущерб, который может быть нанесен историческому наследию столицы.
Однако Министерство культуры Узбекистана до сих пор не выдает соответствующий документ
Проживающие в доме люди обеспокоены и тем, что застройщик уже начал подготовку к сносу (провёл бурильные работы по получению пробы грунта), грозится начать разбор крыши и т.д. Начатые 13 марта бурильные работы жителям удалось остановить с помощью сотрудников Минкультуры, Департамента культурного наследия, депутата Яккасарайского района Абдукаюма Рахимова, участкового и представителей Национальной гвардии.
Буквально через три дня собственники жилья получили письмо из аппарата хокима Яккасарайского района, подтверждающее намерение снести дом, за подписью заместителя хокима В. Мамедова. В нем утверждалось, что застройщик имеет право подать в суд на принудительный выкуп квартир тех граждан, которые не дали согласие на снос, согласно пункту 47 Постановления Кабинета Министров №911 от 16.11.2019 г., в случае если 75% собственников уже дали свое согласие.
Отметим, что это новое ПКМ, регулирующее порядок изъятия земельных участков и компенсации, вступило в действие только в январе этого года. Оно предусматривает довольно сложный и многоэтапный порядок получения разрешения. Согласно новым правилам, хоким не имеет права единолично выдавать решения на изъятие земельных участков, а может сделать это только с разрешения Кенгашей (Советов) народных депутатов. Решение хокима должно проходить экспертизу в многочисленных государственных органах от кадастровых служб до структур Министерства юстиции. После чего решение должно публиковаться. ПКМ №911 также предусматривает проведение открытого обсуждения с собственниками квартир. Естественно, в данном случае ничего этого не было сделано. Решение о сносе принималось при другом законодательстве и в нем ссылка идет на старое ПКМ №97 от мая 2006 г.
Получается, что застройщики и чиновники вертят законом как хотят и применяют на практике только те положения, которые им выгодны.
В настоящее время в доме №7 проживают, в основном, пожилые люди (65-80 лет), которые пишут во все инстанции, отстаивая законное право на проживание в своих квартирах. Услышит ли их правительство?..
Статья по теме
Комментарии