«Узбекнаво» предупреждает: за «неподобающие» традициям наряды и действия у артистов будут отзывать лицензии

Пятница, 05 Февраля 2016

Еще не успел утихнуть скандал с Тамилой (Эсмеральдой Рахматовой), лишенной лицензии на концертно-зрелищную деятельность за свое частное видео, неведомо каким путем оказавшееся в сети, и вынужденной уехать из страны, а эстрадное объединение «Узбекнаво» грозит уже другим исполнителям.

Тамила

Тамила

Несколько дней назад на сайте этой организации появились очередные предупреждения, адресованные целой группе известных узбекских артистов - Джасуру Умирову (в недавнем прошлом у него уже отбирали лицензию за отказ участвовать в сборе хлопка), Дильфузе Исмаиловой, Ойбеку Алимову, Нигоре Исмаиловой, Абдували Раджабову и Умиде Ходжаевой. Причину недовольства чиновников трудно понять из-за размытых формулировок вроде «неподобающего поведения» и «несоответствия пунктам лицензионного соглашения».

Решением худсовета «Узбекнаво» также лишило лицензии певца Самира (Аскаржона Маликова), опять-таки без объяснения конкретных причин.

Следует отметить, что Тамилу впервые оставили без лицензии в июле 2015-го из-за появления ее не соответствующей «кишлачно-махаллинским» стандартам фотографии с серьгой в носу в сети Instagram.

Дело в том, что за моральным обликом узбекских артистов внимательно следит само государство. В правительственном постановлении от 9 декабря 2015 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка осуществления концертно-зрелищной деятельности» подвергается резкой критике творческий уровень культурно-массовых мероприятий. Чиновники, поэты, композиторы и исполнители призываются к созданию высокохудожественных произведений, соответствующих велению времени и национальным традициям, «способствующих воспитанию молодежи в духе патриотизма и идей национальной независимости».

Судя по происходящему, призыв правительственных мужей был услышан не всеми, и пока не каждый из исполнителей готов воспевать великие свершения независимости. По мнению независимого ташкентского издания Uzmetronom, устав от всех этих режимно-ограничительных мероприятий по поводу и без, «некоторые из них (наказанных артистов – авт.) принципиально пересмотрят свое отношение к искусству. Не исключено, что в недрах узбекской эстрады уже репетируют произведения с идейно выдержанным содержанием».

«Определенный опыт на этом поприще уже есть. К примеру, несколько лет назад известная узбекская певица Юлдуз Усманова посвятила свою песню старшей дочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой. И где теперь старшая дочь?..», - добавляет автор».

Напомним, кстати, что на Гугушу (сценический псевдоним Каримовой – AsiaTerra) «морально-ментальные» ограничения «Узбекнаво» почему-то не распространялись, то есть, если бы она того пожелала, она могла бы выступать хоть голой, при полном непротивлении эстрадного объединения.

Впрочем, в поводах для систематических предупреждений «строптивых» талантов и запрета на профессиональную деятельность путем лишения их дорогостоящих лицензий (без наличия этой бумаги у узбекского артиста связаны руки) и в былые годы у кураторов от эстрады недостатка не было.

Так, в декабре 2010 года ЖЖ Timex4you сообщал об одном очень забавном факте: как «Узбекнаво» во время совместного рейда с милицией и налоговиками «наехало» на популярных узбекских артистов, работавших без лицензии, - за их выступления на свадьбах, юбилеях и иных торжественных мероприятиях в ресторанах, кафе, барах и частных домах. Эстрадное объединение тогда пригрозило «попавшимся» административной и уголовной ответственностью.

Выяснилось, что в списке артистов, внесенный в неофициальный «черный список» и потому не имевших необходимых лицензий, были и всеми любимый узбекский юморист Обид Асомов, актер и телеведущий Рихситилла Абдуллаев, юморист Шукурилло Исроилов, актриса театра и кино Зухра Ашурова, актер Фатхулла Масудов, эстрадная певица Лола Ахмедова, актер, певец и радиоведущий Батыр Имамходжаев, актер и ведущий Шухрат Нуралиев и певец Шахрух Юлдашев.

«Не все вышеуказанные артисты лишены лицензии по политическим мотивам, но я бы хотел остановиться на этой теме особо, - пишет автор. - Узбекистан - вообще уникальное государство в этом смысле с весьма презабавными властями, которые любят бороться с неугодными певцами и артистами эстрады. Вы можете представить себе, чтобы Барак Обама лишил лицензии Мадонну, или чтобы Путин запретил выступления Максима Галкина? В Узбекистане такое - нормальное положение вещей еще с советских времен. При Советах по разным причинам были «биты» (запрещены концерты и трансляции песен по телерадио) популярные певцы Фахриддин Умаров, Комилжон Баратов и др.

Доходит до смешного – «битый» в советские годы за свои остросоциальные песни певец и поэт Дадахон Хасанов спустя всего пару лет независимости попал в опалу уже новых властей суверенного Узбекистана. И снова по той же причине. Более того - за песню об «Андижанской бойне 13 мая 2005 года» узбекским властям, чтобы заткнуть пожилого певца и инвалида II группы, пришлось довести дело до уголовного преследования и суда с условным сроком. При советской власти до такой низости и подлости по отношению к известным артистам узбекское государство не доходило».

Отметим абсурд ситуации: поёт не «Узбекнаво», деньги зарабатывает не «Узбекнаво», но почему-то именно эта организация решает кому можно петь, а кому нельзя.

Насколько можно судить, лишь немногие из узбекских исполнителей избежали участи быть подвергнутым тем или иным административным наказаниям со стороны чиновников «Узбекнаво». Формальными причинами отстранения от публичных выступлений, как правило, называются нарушения пунктов лицензионного соглашения. На деле даже банальный отказ от участия в мероприятиях в сфере «духовности» (любимый конёк «Узбекнаво»), в хлопкоуборочной кампании или «несанкционированный» выезд за пределы страны может повлечь серьезные последствия.

К примеру, в 2010 году под карающий меч попала заслуженная артистка республики Феруза Джуманиязова, которую лишили права заниматься гастрольно-концертной деятельностью за то, что она выступила в Таджикистане без разрешения узбекских властей. За «самовольную» поездку в Дубай (ОАЭ) в апреле 2012 года была отобрана лицензия у узбекского певца Ботира Кодирова. В феврале 2013 года лишился своей лицензии эстрадный певец Абдулла Курбанов, в пьяном виде выкрикивавший нецензурные слова в адрес милиционеров и эсэнбэшников.

А в марте 2015-го, с формулировкой «за выезд за границу без предупреждения», поплатился лицензией узбекский певец Шох Жахон Джураев, сын популярного узбекского исполнителя Шерали Джураева, уже много лет не допускаемого до большой сцены. В свое время за «несанкционированный» выезд в Казахстан на концертные мероприятия незаслуженно пострадал и руководитель «Яллы» Фаррух Закиров.

Этот список можно продолжать очень долго. Ясно лишь одно: если так пойдет и дальше, то недалеко и до шокировавших мир «шахматных» запретов, введенных недавно в Саудовской Аравии, или запретов вообще на всё и вся в туркменско-северокорейском стиле.

Создается ощущение, будто главное призвание чиновников от культуры – «бдеть» не только репертуар, слова песен, и наряды артистов, но даже их частную жизнь. Не приведи господь, после концерта какой-нибудь эпатажной звезды целомудренная узбекская молодежь высыплет на улицы в «неподобающих» нарядах «а-ля Лола» или «а-ля Тамила».


Соб. инф.