Узаконенное рейдерство: в Ташкенте предпринимается попытка незаконного захвата территории четырех домов

Пятница, 22 Октября 2021

С середины августа представители некоей компании, зарегистрированной тогда же, пытаются захватить территорию в Алмазарском районе Ташкента, на которой находятся четыре добротных 2-этажных дома, - ради строительства 9-этажного жилого комплекса, причем, не имея на это никаких документов. 

По сообщению жителей махалли (квартала) «Корасарой», в августе в общий двор домов №1, 3, 5 и 7, расположенных вдоль улицы Минор, пришли некие люди, которые начали ходить по квартирам и заявлять, что эти здания признаны аварийными, поэтому они будут снесены, а на их месте выстроен многоэтажный дом. При этом никаких документов – ни собственных, ни организации – они не показывали. Кроме того, что одного из них зовут Рустам, на тот момент ничего узнать не удалось.

Позже выяснилось, что эти лица представляют ООО «Grand Factor House», которая зарегистрирована в Центре государственных услуг 12 августа 2021 года с уставным фондом в 10 миллионов сумов (на тот момент - $940), и вид ее осуществляемой деятельности заявлен как строительство жилых зданий.

«На замечание о том, что они не имеют права ходить по квартирам без представителей власти, и должны провести по этому вопросу общее собрание, нагло улыбались и говорили, что хоким (глава администрации, - ред.) района в курсе и все документы подписаны, на просьбу показать таковые не реагировали», - рассказывает жительница махалли Анна Касьяненко.

1

Один из домов улицы Минор

По ее словам, активисты вышеназванных домов, в которых находятся 52 квартиры, пришли на прием к хокиму района Азизхона Умархонова, рассказали о происходящем, и о том, что представители компании-застройщика прикрываются его именем. На это хоким заявил, что этих людей не знает и никакого проекта в глаза не видел. А затем поинтересовался, хотят ли жители продать свои квартиры данному застройщику. Они сообщили, что 90 процентов из них категорически против. Тогда он их успокоил, сообщив, что без их согласия никто не имеет право что-либо делать.

3 октября во двор домов вновь пришли представители ООО «Grand Factor House», но уже в сопровождении инспектора профилактики (участкового) махалли Исамиддина Турсунова и заместителя хокима района по строительству Абдурасула Вахабова. На вопрос участковому, знает ли он этих людей и проверил ли их документы, тот сказал, что ему «начальство велело прийти». Кого именно он имел ввиду, выяснить не удалось.

2

Застройщик, представившийся Рустамом

Из разговора с Вахабовым выяснилось, что тот активно продвигает интересы застройщика, при этом, по его словам, хоким района в курсе, дескать, он его и прислал. Когда жители позвонили хокиму и рассказали о происходящем, тот связался со своим замом, после чего все визитеры тут же удалились. Напоследок Вахабов заявил, что застройщик теперь самостоятельно поквартирно обсудит с жителями вопрос сноса их домов.

Его обещание сбылось, и на сегодняшний день представители застройщика ходят по квартирам в дневное время, когда дома только женщины, старики и дети, и выманивают подписи у жителей этих домов с уверениями, что якобы все соседи свое разрешение на снос уже подписали, и, мол, «если вы не подпишите, мы на вас в суд подадим».

Одновременно, по рассказам жителей, их двор усилиями председателя Товарищества частных собственников жилья (ТЧСЖ) «Корасарой дарвоза» Фархода Джурабаева, «которого никто не выбирал, и вообще он появился неизвестно откуда», планомерно приводится в состояние общей разрухи. Так, зачем-то примерно полгода назад был снесен капитальный забор, отделяющий двор от дороги и других домов, снесены несколько из гаражей и кладовок, и теперь на их месте руины и мусорка, которые никто убирать не собирается.

«Вот здесь у нас были аккуратные кладовки и гаражи, рядом – чистота и порядок. У меня есть кадастр на гараж, но они пришли и без всякого разрешения снесли, причем все это с дозволения хокимията, - рассказывает Севара Курбанова. - При этом позже заявили, что это мы сами всё снесли. Когда мы просили убрать весь этот мусор, они сказали, что завтра уберут. Так нас этими завтраками и кормят. При этом начальника ТЧСЖ Джурабаева мы почти не видим – он появляется только тогда, когда приходит застройщик».

«Все действия застройщика в любом случае незаконные, потому что по закону сначала компания-застройщик должны была выиграть тендер, на основании этих документов они должны были прийти и нам все это показать, - говорит Галина Касьяненко. – Но у них ничего этого нет, только липовый фотопроект, который легко любой на компьютере может сделать. Тем более, что президент страны остановил все стройки, сказал, что все новые строительства многоэтажных домов будут вынесены на черту города. Но это его обещание почему-то не работает».

По ее словам, жители разных домов, договорившись между собой, одновременно обратились на портал президента по номеру телефона 1000, каждой жалобе был присвоен регистрационный номер, но пока никакого ответа нет.

3

Данные о застройщике

«Ко мне пришел застройщик и говорит: «Подпишите». Я говорю, что подписать? Он говорит – уже весь дом подписал разрешение на снос, вы одна остались. Я говорю, покажите эти подписи – ничего не показывает, - свидетельствует Феруза Кайкова. – Если даже мои соседи что-то и подписали, а я знаю, что семеро жителей дома №7, которых также заверили, что все остальные уже подписали, действительно подписались, копий бумаг с их расписками им не дали. Я ему говорю: извините, но я уже думаю, что вы просто аферист. Потому что он никаких документов не показывает, имени своего не называет, и поэтому мы даже не можем обратиться с жалобой куда-либо и указать эти данные».

«Ко мне пришел какой-то мужик и говорит: «Ваш дом ведь сносят, так продайте мне свою квартиру», - рассказывает Наталья Рахимуллина. – Если, говорит, я соглашусь «под котлован», то есть в будущем получу квартиру в построенном на этом месте доме, а пока он строится, буду жить на арендованной для меня квартире. И просит меня, мол, когда будете уходить, вы всю мебель и технику свою оставьте, потому что, когда вселитесь в новую квартиру, вам, как малоимущей, по указу президента, установят в ней новую газплиту, холодильник, телевизор. Я говорю, а с чего вы взяли, что я малоимущая, если я ни разу не обращалась за помощью в махаллинский комитет, и у меня всегда за год вперед уплачено за все коммунальные услуги?»

«Я – строитель и уверяю вас, наши «финские» дома не аварийные, а, наоборот, показательные, и они, если их не трогать, еще сто лет простоят! – утверждает Вячеслав Маврин. - Мы не находимся на центральных улицах и никому не мешаем. И у нас, понимаете, все против, никто не хочет отсюда куда-то съезжать, нам не надо что-то новое непонятного качества».

По общему предположению Галины и Анны Касьяненко, если застройщик ведет себя таким наглым образом, и заместитель хокима района по строительству, начальник ТЧСЖ и местный участковый его поддерживают, не исключено, что у них в этом вопросе есть некая личная заинтересованность.

4

Активисты домов улицы Минор

Следует отметить, что в целом ситуация в махалле «Корасарой» не уникальная: в бытность президента Шавката Мирзиёева и хокима Ташкента Джахонгира Артыкходжаева по всему городу на регулярной основе застройщики принуждают людей покидать свои дома и либо соглашаться на схему «под котлован», либо на денежную компенсацию, которая значительно ниже рыночной стоимости квартир, либо переселяться в другое вторичное жилье. Причем зачастую это происходит по решению судов, которые тоже идут на поводу у новоявленных строителей.

С той лишь разницей, что если раньше основанием для таких выселений были решения вышеуказанного хокима, то в данном случае никаких решений нет.


Сид Янышев