Сносы дач и домов в Ташкентской области подчеркивают бесправие собственников в Узбекистане

Суббота, 04 Августа 2018

Пресс-служба Генеральной прокуратуры Узбекистана известила граждан, что столичная прокуратура во время 10-дневной проверки водоохранных зон реки Чирчик, а также каналов и коллекторов, протекающих в столице, выявила 769 незаконных построек, которые будут снесены.

«В Ташкенте насчитывается 129 каналов общей протяженностью 412,5 км», - говорится в сообщении надзорного ведомства. – «По результатам инвентаризации обнаружено, что 37 каналов протяженностью 75,6 км были засыпаны землей, и эти земельные участки использованы для строительства жилья и иных целей».

Из текста следует, что к поиску незаконно построенного жилья, помимо специалистов, были привлечены еще и депутаты, сенаторы, а также представители формируемых государством квартальных комитетов. В рамках проводимой кампании «Тоза канал» («Чистый канал») создано несколько десятков рабочих групп, для готовящихся сносов выделено 176 единиц техники.

Информация об этом оставляет двойственное впечатление.

С одной стороны берега рек и каналов, действительно, тесно «заросли» частными домами, и во многих местах к воде невозможно подойти, например, на берегах канала Бозсу чуть выше Ташкента. Ни о каком соблюдении санитарных и прочих норм здесь не может идти и речи – все эти капстроения возводились на территории водоохраной зоны лет 15 назад, как можно предположить, за хорошие взятки представителям местных администраций.

С другой – в правовом государстве важна процедура. Решение о сносе имеет право принимать только суд. Ни прокуратура, ни премьер-министр и даже ни президент, какими бы очевидными ни казались нарушения. Потому что всегда могут иметь место ошибки, благодаря которым под слом отправятся строения, находящиеся не в запретительной полосе. Могут быть злоупотребления чиновников, вымогающих взятки за избавление от сноса, может иметь место личная вражда, благодаря которой чей-то дом попадет в список кандидатов на ликвидацию. То есть, у владельца собственности должна быть возможность защитить ее в законном порядке, и суд – инстанция, где это можно сделать.

Когда же никаких судов нет, о разрушении частных домов, как о предстоящем факте объявляет Генпрокуратура, а процессом сноса руководит премьер-министр, это говорит лишь об одном: ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В УЗБЕКИСТАНЕ НЕ ЗАЩИЩАЕТСЯ. Что является абсолютно ясным сигналом для всех инвесторов, причем, не на ближайшие год-два, но на значительный отрезок времени.

Что касается новых заявленных сносов, то они лишь продолжают недавно начавшуюся историю. Шум, поднятый вокруг слома дач в районе так называемой «президентской трассы» заставил власти оправдываться – мы, мол, делаем это не из-за их близости к дороге, где иногда проезжает президент, а из-за незаконного нахождения в водоохранной зоне. И, как бы в доказательство этого немедленно расширили территорию сносов, изображая борьбу с незаконными постройками вообще.

Напомним, в начале июля по указанию президента и премьер-министра вдоль трассы Ташкент-Чарвак были снесены 28 частных дач, сдававшихся горожанам, приезжающим отдохнуть на Чарвакское водохранилище. По данным радио «Озодлик», постройки ломались без официального уведомления, к ним просто подъехала строительная техника и их начали крушить, хозяева не успевали даже вынести мебель. Всё это были основательные, возведенные несколько лет назад домостроения, на которые, по словам их владельцев, имелись все необходимые кадастровые документы. По оценке одного из пострадавших, его дача стоила более 150 тысяч долларов. Кампанией по сносу руководил присутствовавший на месте премьер-министр Абдулла Арипов.

Информагентство «Фергана» сообщило, что дома-дачи сносились на всем расстоянии от города Чирчика до президентской резиденции Кайнарсай в поселке Сиджак, что возле Чарвакского водохранилища. В выселении людей участвовали милиция и солдаты. Один из пострадавших рассказал, что, по словам представителей власти, причиной сноса его жилья является близость последнего к «президентской трассе».

Дома вдоль трассы Ташкент-Чарвак уже сносили пять лет назад, и тогда чиновники без обиняков поясняли, что это делается ради обеспечения безопасности Ислама Каримова во время его пути в загородную резиденцию. Людям выдали жалкие компенсации в размере от 1 до 5 миллионов сумов ($350-1750 по курсу на тот момент), напоминает агентство.

В этом году подготовительные действия, похоже, начались еще в мае, когда прокуратура Ташкентской области заявила о проверке, в ходе которой было выявлено 93 случая незаконного распределения земель в Бостанлыкском районе, на территории которого находится Чарвакское водохранилище. По фактам нарушений были возбуждены уголовные дела, а начальник отдела земельных ресурсов и государственного кадастра Бостанлыкского района Ш.Мадазов был взят под арест. Однако неясно, какие дома попали под снос – построенные на этих 93-х «незаконно распределенных» участках или совсем другие.

Представитель хокимията (администрации) Бостанлыкского района разъяснил журналистам, что дома сносятся по решению районного руководителя. «Многие из них были построены незаконно», - сказал он, и из этой фразы можно сделать вывод, что были снесены даже те дома, у которых с документами было все в порядке, указывает «Фергана». «Мы выделим им (попавшим под снос – ред.) земельные участки, которые расположены вдали от «президентской трассы», - добавил чиновник.

А на государственном телеканале «Узбекистан 24» вскоре вышел пропагандистский сюжет, обосновывающий необходимость сноса дач по берегам Чирчика и вдоль трассы на Чарвак. Авторы материала заявили, что их владельцы нарушают все нормы безопасности. Среди нарушений были перечислены вывод стоков в реку, размещение зданий слишком близко от дороги и от высоковольтных линий. О том, что ломались дома только вдоль «президентской трассы» авторы фильма скромно умолчали.

В действительности снос домостроений на Чарваке происходил не ради исполнения законодательства, а вопреки ему. Законами Узбекистана предусмотрено, что в случае изъятия земельного участка госорганы обязаны предоставить владельцу равноценное имущество и компенсировать убытки, а уведомление об изъятии должно быть направлено не позднее, чем за полгода до начала сноса. Кроме того, суд должен вынести соответствующее постановление, а собственник – иметь возможность его обжаловать. И в этом, и в других похожих случаях ничего подобного не происходило и власти совершенно сознательно лишили граждан не только собственности, но и права на ее защиту.


Соб. инф.