Акция с призывом к горожанам сфотографироваться с надписью #ТашкентХочетДышать и опубликовать снимок в соцсети стартовала в быстро набирающей популярность в Фейсбуке группе Уят.уз от имени активистов и жителей ташкентской махалли (квартала) Салар.
Вызвавшая огромный резонанс и ставшая мгновенно «хитовой» акция продолжает набирать популярность теперь уже и в других тематических сообществах, таких, как Потребитель.уз, Ташкент-СНОС, «ТЧСЖ и как с ним жить?» и других.
Традиционно пользователи соцсетей бурно отреагировали на новость о флешмобе в поддержку «зеленых легких» города, высказывая свое мнение в сотнях комментариев и тысячах репостов.
Шерзод Кудратходжаев
Вскоре после этого в Фейсбуке появился скриншот высказывания по поводу проходящей акции скандально известного ректора Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана и, одновременно, руководителя Международного пресс-клуба (передачи на местном телевидении - ред.) Шерзода Кудратходжаева, позиционирующего себя в качестве ревнителя узбекского языка.
«Идея-то хорошая, но почему никто из инициаторов этой акции не задается вопросом: почему обращение к инстанциям власти написано не на узбекском языке? Почему такое неуважение к государственному языку и власти? Неужели у людей уже не осталось чувства уважения и патриотизма? Почему мы становимся похожими на манкуртов? Что с нами будет, если [и дальше] так пойдет?» - высокопарно вопрошает Кудратходжаев, в очередной раз обращаясь к своей излюбленной теме.
Многие из пользователей, однако, посчитали, что «человек с пещерным мировоззрением», каковым, по их мнению, является Кудратходжаев, случайно оказавшийся во власти, уже достал всех провокациями, направленными на разжигание межнациональной розни.
«Половину не поняла из текста [Кудратходжаева], очень безграмотно написан на узбекском языке. Вам нужно подучить грамматику и правописание узбекского языка. Обратитесь в Институт языка и литературы. По поводу грусти, наверное, пишут по-русски, потому что только русскоязычное население более-менее остается патриотичным. А грустите вы правильно, коренному населению страны глубоко плевать на свою страну. Кстати, Сити по-узбекски будет шахар, маркет – дукон, ну, вдруг решите за язык дальше биться» (Ширин С.).
«А кто поднял эту тему? Кто встал на защиту деревьев и парка (который всё равно вырубили), кто защищал театр «Ильхом»? Именно русскоязычные, и по закону они имеют право выражать своё мнение на том языке, на котором им это удобно» (Руслан Ш.).
«Неужели кто-нибудь ещё ведётся на эту псевдопатриотическую популистику? Во-первых, почему вы такой постановкой вопроса разделяете граждан на коренных жителей и некоренных?! Узбекистан - многонациональная страна. И к стыду наших узбеков, большинство из которых не участвуют в защите города от вырубки деревьев, наши неузбекские сограждане активно защищают наш город, а мы все тихо отмалчиваемся. Лучше было бы подобную активность проявить в плане защиты города от массовых вырубок деревьев, а не отвлекаться на никому ненужную популистику» (Шерзод. А.).
«А что ты сам конкретно сделал, чтобы сохранить то, что осталось от Ташкента? Ничего, кроме громогласных воплей и националистических выпадов против русскоговорящих. Уят... уят…» (Позор, позор – ред.) (Атабек Х.).
«Никто, кажется, ещё не сделал больше для того, чтобы узбекский язык стал менее привлекательным, чем ректор Университета журналистики, - написал на своей странице в Фейсбуке журналист Никита Макаренко. - Столько, чтобы разжечь рознь между людьми. Последняя его выходка, где он стыдит протестующих на русском языке людей, считая хештег #Ташкентхочетдышать неуважением к власти - это очень мерзко, конечно. Я, естественно, не считаю его национальным достоянием. Но я за то, чтобы он оставался ректором. Представьте, что такой человек будет принимать серьёзные решения? Пусть лучше там. Радует только одно. Есть настоящие люди - достояния, ради которых язык учить хочется. Например, Севара Назархан. Люди, которые несут любовь и красоту».
Ниже - некоторые из комментариев под публикацией Никиты Макаренко, отражающих суть и отношение к чиновнику «от журналистики» со стороны сетевой аудитории:
«Возникает один элементарный вопрос: кто и кому помешал, чтобы выступить с таким флешмобом на узбекском языке? Ответ простой: лень, эгоизм и равнодушие к жителям!» (Адолатли Инсон).
«Ничто не мешает господину Кудратходжаеву написать этот призыв на узбекском языке и запустить его в сети, в том числе и с помощью своих студентов! То, что эта акция началась на русском, говорит только о том, что проблема вырубки волнует, в основном, русскоязычное население Узбекистана» (Асаль А.).
«Тот случай, когда ректор воспитывает ненависть к узбекскому языку... Благо, есть и нормальные, умные, адекватные люди. Недавно встретил его на одном общественном мероприятии – помню, как ко мне кто-то подошел и спросил: можно ли плюнуть ему в лицо» (Алексей В.).
«Он делает своё дело! Вот сейчас опять отвлекает от проблемы, переключая всех на межнациональный срач. И многие забудут, чем дышать. Начнут мусолить тему языка. Видимо, у него задача такая» (Оксана Т.).
И еще несколько отзывов, показывающих остроту «националистической» проблемы:
«Более чем уверена, что господин «Уятмен» (ироническое прозвище ректора – ред.) одет и обут в итальянскую одежду и обувь, [у него] гаджеты японские, китайские, машина немецкая представительского класса, дома мебель из Европы, России или Белоруссии однозначно, белье и постель - всё турецкое, в еде не чурается заморских изысков, дом построен в евростиле, так вот почему бы ему не начать идею нацвозрождения с себя, с полного перехода на всё местное, где его хваленый патриотизм? Легко троллить и сеять межнациональную вражду, вместо того чтобы объединять и укреплять дружбу народов в нашей многонациональной стране. И этому индивиду дали на растерзание целый вуз, где он еще не окрепшие умы натравливает на соседа, который не знает «его» языка! Чем он лучше предводителя скинхедов?!» (Гозель Г.).
«Кудратходжаевы способны нанести невосполнимый ущерб многонациональному государству. Этому кадру необходимо вообще запретить публично высказываться по национальному вопросу, т.к. все его высказывания носят глубоко националистический характер, унижающий честь и достоинство миллионов граждан Узбекистана, которые строили и поднимали страну, они и их предки являются неотъемлемой её частью. И никто, повторяю, никто не может быть принужден говорить на не родном и не привычном ему языке. В стране, в которой не создано абсолютно никаких условий для изучения узбекского языка, требовать от других граждан его знания - преступление, выживание со своих мест проживания!» (Анвар Р.).
«Мы потеряли и русский, мы потеряли и узбекский языки! Повсеместно катастрофическая безграмотность. Мы не думаем о том, как научиться языку, мы думаем, как выжить! О чем говорит ректор, о чем печётесь Вы, Никита?! Оглянитесь вокруг: как вообще люди живут, они не живут - выживают. В школах невозможно учить ничему, и дело не только в учителях. Родители озлоблены, глядя на них и дети только права качают. Реально УЧАТ и УЧАТСЯ единицы» (Бахора А.).
«Господа, вас самих от себя не тошнит? – включилась в общую дискуссию, вторя своему коллеге по цеху, ташкентская журналистка Дарина Солод, известная своей общественной активностью. - Меня бы на вашем месте стошнило. Общаться с этим лицемером, улыбаться ему, а потом писать посты? Я искренне не могу понять, что мешает Кудратходжаеву вместо того чтобы стравливать народ и плодить ненависть на языковой почве, просто запустить хештег на узбекском языке? Второй вопрос - а с чего мне уважать власть? Что власть делает, чтобы ее уважали? Поднимает таких, как Кудратходжаев по карьерной лестнице? И третий вопрос - а почему я должна обращаться к власти на узбекском языке? Разве Мирзиёев не поздравляет всю страну с Новым годом на русском языке?».
Статьи по теме:
С подачи ректора. В Узбекистане разгорелся крупнейший «сетевой» межнациональный конфликт
Ректор Университета журналистики отметился в скандале националистического толка
Комментарии
если вы считаете себе таким умными тогда хотя бы попытайтесь выучит узбекский язык а поводу заявления Қудратхўжаева я с ним согласен. Гражданин Узбекистана должен знать гос язик.