Процесс по делу ташкентской ОПГ: «открытый» суд превращается в закрытый

Пятница, 14 Января 2022

На прошедшее 13 января заседание уголовного суда Чиланзарского района г. Ташкента по делу организованной преступной группы, обманным путем завладевшей квартирами 64 бывших и нынешних жителей столицы Узбекистана, начали пропускать только непосредственных участников процесса – остающихся на свободе обвиняемых и потерпевших, ссылаясь на то, что в зале «нет свободных мест».

Собственно, с самого начала процесса все заседания проходят в крошечном зале, рассчитанном максимум на 15-17 наблюдателей. Секретарь суда еще перед первым заседанием заявила, что это самое большое помещение в данном учреждении, во что верится с трудом. И, если на одно из последних заседаний корреспонденту Азиятерры попасть удалось, то теперь это невозможно. Другие ташкентские журналисты этот процесс почему-то игнорируют: то ли по какой-то причине сами того не хотят, то ли их редакциям дана установка – данное дело не освещать.

И вот на последнее на сегодняшний день заседание журналиста попросту не пустили, хотя перед ним вместе с одним из участников процесса почему-то пропустили его друга, у которого вообще не было паспорта. Следует пояснить: чтобы попасть в здание любого узбекистанского суда, необходимо пройти через КПП, на котором дежурят служащие национальной гвардии. Данные каждого посетителя по его паспорту записываются в журнал, а его мобильный телефон, фотоаппарат или диктофон, если таковые имеются, изымаются, помещаются в специальные ячейки с замками и на руки выдаются ключи от них.

Для сравнения, в США и Европе на открытые заседания может зайти любой желающий с улицы – без предъявления удостоверения личности, и поэтому многие жители посещают такие процессы, предварительно даже не зная, чему они посвящены. Поскольку вместо похода в кинотеатр, где нужно заплатить за билет, в суде можно бесплатно посмотреть порой захватывающий детектив.

Но, в общем-то, корреспондент Азиятерры ничего не потерял, потому что заседание, назначенное на 13 января, не состоялось. Как выяснилось, суд был отложен ввиду того, что адвокат подсудимого Рустама Мирабидова не явился.

Кстати, это не первый случай, когда кто-то из адвокатов не является, и заседание переносится на следующую неделю. Так, одно из последних заседаний, назначенное на 20 декабря прошлого года, завершилось, едва начавшись, поскольку на него не явились сразу двое адвокатов подсудимых. И никаких штрафных санкций в подобных случаях для них не предусмотрено.

Непонятна позиция судьи Джавохира Курбанова, уже не в первый раз откладывающего заседания именно по этой причине. Всякий раз в суд со всех концов города приезжают по меньшей мере 25 человек, включая адвокатов, подсудимых, остающихся на свободе, их ближайших родственников и потерпевших, и все они вынуждены не солоно хлебавши разъезжаться по домам.

Возникает естественный вопрос: кому выгодно затягивание и по какой причине? Подсудимым, чьи адвокаты не являются, или судье?

1

Владимир Бузмаков. Фото с личной страницы в Фейсбуке

Напомним, большинству подсудимых предъявлены статьи: 168, часть 4, пункты «а» и «в» («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере, организованной группой или в ее интересах») и 228 («Изготовление, подделка документов, штампов, печатей, бланков, их сбыт или использование») Уголовного кодекса.

Помимо этих статей, Владимиру Бузмакову, являющемуся, наряду с Рустамом Мирабидовым, организатором ОПГ, инкриминируются еще две статьи – 28-я («Виды соучастников преступления») и 171-я («Приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем»).

При этом обвиняемым должны были вменить еще одну статью – 242-ю – «Организация преступного сообщества», по которой они могли бы получить от 15 до 20 лет лишения свободы (их действия имеют все признаки организованной преступной группы). Однако по неизвестной причине в обвинительном заключении она отсутствует.

Возможно, подсудимым ее не инкриминировали, поскольку, исходя из последней редакции статьи 168 («Мошенничество») Уголовного кодекса от 26 декабря 2016 года, «в случае возмещения причиненного материального ущерба не применяется наказание в виде ограничения свободы и лишения свободы». То есть подсудимые, если они возместят потерпевшим их убытки, вполне могут оказаться на свободе. А правоприменительным органам почему-то не хочется сажать их за решетку.

Ранее, в пору президентства Ислама Каримова, даже если мошенник возмещал потерпевшему причиненный материальный ущерб, наказание по этой статье было неотвратимо, и он вполне мог оказаться в колонии на срок до 10 лет.

Преступная схема мошенников заключалась в следующем: по своим каналам они находили квартиры, владельцы которых умерли, и наследники либо не объявились, либо еще не вступили в права наследования. Либо владелец – одинокий пожилой человек, да еще и болен в придачу. Другие варианты: хозяева квартир находились за границей, либо по другим причинам длительно в них не проживали. Мошенники подделывали доверенность от хозяев квартир на их имена, а затем эту недвижимость благополучно продавали.

Статьи по теме:

Процесс по делу ташкентской ОПГ: её организаторы могут выйти из зала суда с «чистой совестью»

Суд по делу ташкентской ОПГ: судья наконец-то вспомнил об участковых и нотариусах

Суд по делу ташкентской ОПГ: обвиняемые взывают к совести свидетелей и потерпевших

Суд по делу ташкентской ОПГ: потерпевшие ничего не понимают, а подсудимые уверены, что «в течение месяца всё решится»

Суд по делу ташкентской ОПГ, отнимавшей квартиры у граждан: одна из обвиняемых «испарилась»

Суд по делу ташкентской ОПГ: обвиняемые начали давать признательные показания

В Ташкенте пресечена деятельность ОПГ, отнявшей квартиры у 64 граждан


Соб. инф.


Комментарии  

#1 Эргаш Хидоятов 15.01.2022 17:06
Не иначе как ниточки высоко вверх тянутся.
Цитировать | Сообщить модератору