«В связи с сложившимися обстоятельствами, сообщаю, что я прекращаю свою деятельность на посту Уполномоченного по правам ребенка», – написала она, не поясняя, что это за «обстоятельства».
Алия Юнусова поблагодарила президента Шавката Мирзиёева «за особое внимание к правам и интересам ребенка, всестороннему развитию подрастающего поколения, защите материнства и детства», а также главу представительства Детского фонда ЮНИСЕФ в Узбекистане Мунира Мамедзаде и его команду за поддержку и продвижение инициатив в интересах детей.
В интервью Kun.uz, которое Юнусова дала после случая с насилием над детьми в Хорезме, она рассказала, что вся команда детского омбудсмена состоит всего из 3 сотрудников: её самой, ведущего специалиста и руководителя сектора. «У нас нет сотрудников в регионах, то есть нет структуры», - сказала она.
Алия Юнусова
Должность омбудсмена по правам детей была введена в Узбекистане в апреле 2019 года, первоначально в качестве заместителя омбудсмена. В феврале 2020 года на неё была утверждена Алия Юнусова; с августа 2021-го был учрежден уже отдельный институт детского омбудсмена.
Омбудсмен по правам детей избирается Законодательной палатой и Сенатом (обеими палатами парламента – ред.) сроком на пять лет. Кандидатура вносится на рассмотрение парламента президентом. В соответствии с законодательством детский омбудсмен осуществляет свои полномочия самостоятельно и независимо от государственных органов и их должностных лиц, подотчётен в своей работе палатам Олий Мажлиса.
С 2005 года Алия Юнусова была депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса, до этого работала заведующей отделом Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, а еще раньше - специалистом I степени, главным специалистом в Комитете по делам религий при Кабинете Министров.
Алия Юнусова была одним из немногих узбекских чиновников, открытых для общения с журналистами в Узбекистане. По признанию многих, она усердно работала над решением проблем, связанных с правами детей, включая их защиту от педофилов, и, по просьбе представителей СМИ, комментировала подобные случаи. (С некоторыми из комментариев можно ознакомиться здесь, здесь, здесь и здесь).
«Лично для меня Алия Юнусова – уважаемый, образованный и опытный человек. Тот факт, что она был вынужден уйти с должности по собственному желанию, свидетельствует о том, что в сфере обеспечения прав детей по-прежнему существуют серьезные проблемы», – написал в своем телеграм-канале бывший депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Расул Кушербаев, комментируя новость об отставке Юнусовой.
AsiaTerra на примере случая о выселении из своего дома семьи глухонемых инвалидов в Ташкенте (здесь и здесь) имела возможность убедиться, что Алия Юнусова действительно старалась помочь людям по мере своих возможностей.
После ее заявления о нарушении прав детей из семьи Жилкиных последовала реакция. Прокурор Зангиатинского района Н. Абдуллаев, по протесту которого было отменено решение хокима Тамикаева, предоставляющее Жилкиным право собственности на дом и участок, 7 января 2020 года мгновенно «переобулся» и, фактически, опротестовал свой прежний протест.
Юнусова делала важное дело в масштабах всей страны, и, что очень важно, не замалчивала существующих проблем. Вероятно, именно это и не понравилось властям Узбекистана: мол, налицо подрыв идеологии «Третьего Ренессанса». Отсюда и возникновение «сложившихся обстоятельств»….
Напомним, что приблизительно то же произошло и с предыдущим омбудсменом Узбекистана Улугбеком Мухаммадиевым, посмевшим затронуть «табуированную» тему.
16 декабря 2020 года в интервью изданию Qalampir.Uz Улугбек Мухаммадиев сказал, что [принудительное] выселение - это посягательство на человеческое имущество. «Цель хокимов – коррупция», - заявил Мухаммадиев (Ҳокимликларнинг мақсади коррупция – Омбудсман, - Qalampir.uz).
Алия Юнусова. Фото - Ombudsman.uz
«Это прямое покушение на частную собственность человека. В то же время это явное нарушение прав человека. Различные ведомства и хокимияты выселяют семью из дома, в котором они живут, и сносят дом. Это открытое и невообразимое проявление полного нарушения прав человека. Сносятся дома людей, деньги им не выплачиваются. При этом людей выбрасывают на улицу. Компенсация чисто номинальная. Сумма, которую они дают, не равна дому, которым владеет человек. Об этих вещах нужно говорить. Это открыто делается местными хокимами», - сказал омбудсмен.
По его словам, существует хаос и неразбериха при выделении земли хокимами предпринимателям, что связано с коррупцией. «У нас есть интересная тенденция. Хоким выделяет землю предпринимателю. И одному Богу известно, чем руководствуется хоким. На этой земле предприниматель открывает бизнес и строит здание. Через некоторое время приходит другой хоким и отменяет решение своего предшественника и отдает эту же землю другим предпринимателям. Новые предприниматели могут начать свое дело. Но что будет, если хоким сменится в третий раз и продаст землю другим предпринимателям. Это все «каша». К чему это приведет?»
Учитывая, что все хокимы являются прямыми или косвенными назначенцами президента Мирзиёева, выполняющими его распоряжения, это были смелые слова.
И уже в первые дни 2021 года Улугбек Мухаммадиев был освобожден от должности омбудсмена. Официальной причиной этого было названо завершение пятилетнего срока его пребывания на этом посту, в соответствии с законом «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмене)». По представлению президента Узбекистана депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса избрали новым омбудсменом Ферузу Эшматову.