Общий смысл новации – составление списков нежелательных для властей иностранных граждан и последующие санкции против них. (Подобные списки, кстати, были и раньше, и из Узбекистана неоднократно выдворялись журналисты и правозащитники, разоблачавшие высокопоставленных коррупционеров и нарушителей прав человека (об этом здесь, здесь и здесь.)
Согласно новому законопроекту, основаниями для признания нежелательными могут стать публичные выступления или действия, противоречащие государственному суверенитету, территориальной целостности и безопасности Узбекистана; разжигающие межгосударственную, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду; унижающие честь, достоинство или историю народа Узбекистана.
Лицам, признанным нежелательными к пребыванию в стране, предлагается запретить сроком на пять лет въезд в Узбекистан; открытие счетов в банках страны; приобретение недвижимости; участие в приватизации государственного имущества; вступление в финансовые и договорные отношения.
В проекте закона также прописываются основы и порядок депортации лиц, признанных нежелательными. Так, получив уведомление МИДа о признании его нежелательным, лицо должно будет добровольно покинуть Узбекистан в течение 10 дней. Если это условие не будет соблюдено, лицо депортируется, т. е. высылается из страны в принудительном порядке.
«Проект закона направлен на укрепление государственного суверенитета, территориальной целостности и безопасности Узбекистана, защиту межгосударственного, межэтнического и межрелигиозного согласия в стране и обеспечение уважения чести, достоинства и истории народа Узбекистана», - заявлялось в сообщении пресс-службы нижней палаты.
Азиятерра уже писала, что что предлагаемые депутатами обоснования для признания тех или иных людей «нежелательными» демонстрируют, с одной стороны – их незнакомство с общими принципами правовой системы, с другой – неспособность что-либо внятно сформулировать без проявления вопиющей глупости.
Рассмотрим, например, фразу о «выступлениях или действиях …противоречащих территориальной целостности Узбекистана».
Право на отделение Каракалпакстана путем референдума закреплено в Конституции Узбекистана, так что уже сама реализация этого права и есть «выступления или действия», противоречащие его целостности. Получается, что группа депутатов предлагает признавать людей «нежелательными» за действия в рамках Конституции. Может, тогда им просто объявить последнюю «экстремистской»?
Непонятно, и что такое «разжигающие …социальную и национальную вражду». Насчет «социальной» – остается только гадать, относительно же расплывчатого понятия «национальной» - вероятно, имеется в виду межэтническая вражда.
Но каковы критерии этого самого «разжигания»? Кто будет их определять? Например, когда узбекские войска расстреляли митинг этнических каракалпаков, спровоцированный узбекскими же властями, а затем участников этого митинга, каракалпаков, стали сажать, - кто здесь «разжигатель» вражды?
Галым Агелеуов, один из тех, ради кого принимается новый закон
В прошлом году Ташкент закрыл въезд в страну казахстанскому правозащитнику Галыму Агелеуову за его работу по проблемам прав человека в Каракалпакстане. Из чего видно, что «нежелательное лицо», с точки зрения властей Узбекистана, - это то, которое на основе свидетельств и документов демонстрирует, что разжиганием подобной вражды эти самые власти и занимаются.
В законопроект были включены и некоторые другие нормы – чтобы все думали, что он направлен исключительно против «оскорбителей» (хотя вряд ли они когда-нибудь соберутся в Узбекистан или вознамерятся открыть в нем свои банковские счета, а также приобрести недвижимость). Правда, сделано это было, в силу скромных интеллектуальных способностей его разработчиков, вкривь и вкось.
Относительно пункта об унижении «чести, достоинства или истории народа Узбекистана» - да будет известно господам депутатам, что, согласно законодательству Узбекистана, народ не имеет чести или достоинства – подобными качествами могут обладать только отдельные личности (граждане).
Положение законопроекта об «унижении истории Узбекистана» - это уже за гранью человеческого понимания. Истолкование того, как можно «унизить» историю, мы оставляем на усмотрение наших читателей.
Теперь для вступления этого безумного закона в силу его должен одобрить Сенат (верхняя палата парламента), а затем подписать президент Узбекистана. Можно не сомневаться, что это произойдет.
«Люди, говорящие правду, становятся персонами «нон грата в Узбекистане», - писала по схожему поводу еще двенадцать лет назад российская журналистка Виктория Ивлева.
Статья по теме:
В Узбекистане предлагают признавать иностранцев «нежелательными» за действия в рамках Конституции