Мурад Назаров и его партнеры, пытающиеся захватить место жилого дома, признанного культурной ценностью, повысили ставки выкупа квартир

Пятница, 27 Ноября 2020

Застройщики снова пытаются завладеть домом №7 по улице Бабура в центре Ташкента, получившим статус исторического достояния и находящимся под государственной опекой. Речь идет об официально восстановленном охранном статусе – двухэтажное здание имело его с 1986 года (в 2007-м странным и до сих пор необъясненным решением бывшего главы Ташкента Абдукаххора Тухтаева оно было исключено из списка памятников архитектуры). 

Очередное судебное разбирательство по инициативе застройщиков передано в Бектемирский районный суд по административным делам (якобы суд Яккасарайского района, в котором расположен дом №7, перегружен).

Формальная причина нового процесса, озвученная 18 ноября в Ташкентском городском суде по административным делам (его вел судья Джахонгир Джураев), заключается в том, что суд первой инстанции будто бы состоялся с процессуальными нарушениями. То есть вынес решение в пользу жителей без учета мнения ООО «Universal Packing Masters LLS», которым частично владеет местный строительный магнат Мурад Назаров (торговое название компании - «Murad Buildings»), а также его компаньона - ООО «Jemchug House», специализирующегося, по имеющимся у активистов данным, на производстве кафеля. Заметим, что представители обеих компаний на том заседании суда отсутствовали, а на последнем - ноябрьском процессе – не было юристов от «Jemchug House».

Настойчивые застройщики ссылаются на имеющееся у них решение №1550 хокима (мэра) Ташкента Джахонгира Артыкходжаева от 30 октября 2018 года, передавшего им земельный участок, занимаемый домом №7. Мол, оно так и не исполнено. Однако срок его действия – два года - к настоящему моменту уже истек.

«Выгрызть, украсть и сожрать»

Печально, что застройщик с плохой репутацией, прославившийся принудительными сносами и насильственным «осчастливливанием» владельцев домов и квартир, с новыми силами взялся за своё. Предположительно при негласной поддержке президента Мирзиёева и его назначенцев, он в очередной раз пытается захватить здание, признанное культурной собственностью столицы, - чтобы уничтожить его.

1

Дом номер 7 на улице Бабура в Ташкенте. Фото с сайта Министерства культуры

Юрист Умида Хакназар (Хакназарова) в интервью Газете.uz прокомментировала происходящее так: «Если у Мурада Назарова это получится, то до свидания всё остальное. (…) Наши застройщики похожи на лис: бесполезно отгонять, они всё равно вернутся. Подкупят, сломают, выроют ходы, найдут лазейки в законодательстве, - до тех пор, пока не урвут чужое».

По ее словам, «им плевать на усилия страны в движении к цивилизованному правовому обществу. Им плевать, что в этом году Узбекистан впервые избран в Совет ООН по правам человека на трехлетний срок. И похрену, что подумает мировое сообщество о правах человека в нашей стране. Просто выгрызть, украсть и сожрать. Именно они устроили геноцид со сносами, когда государство задолжало населению 400 миллиардов [сумов]. Потом их отогнали. И вот они опять вернулись, выгрызая в имидже Узбекистана дыры. Мерзко».

О том же говорит и активная защитница культурно-архитектурного объекта Фарида Барова. «Они [застройщики – ред.] поняли невозможность аннулировать законное решение Научно-экспертной комиссии о включении дома в реестр охраняемых объектов (восстановленный статус дома значится уже практически во всех госдокументах – ред.), и, получив консультацию у юристов, начали активный подкуп жителей. Через моего знакомого риелтора позвонили и мне – якобы застройщик хочет выкупить квартиру за 150 тысяч долларов; конечно же, мы отказались», - рассказала она редакции Азиятерры.

Вопросы без ответа

Наглядным свидетельством неправоты застройщиков служат вопросы, которые адвокат Александр Тесенин, представляющий интересы жителей дома №7, адресовал представителю компании «Universal parking masters» Азизу Давронбекову на состоявшемся 18 ноября заседании (напомним, юрист «Jemchug House» Шерзод Абдураимов на нем, что называется, самоустранился, – его, как и директора компании Тимура Туракулова, не было). По словам наблюдателей, Давронбеков не смог дать на них ни одного вразумительного ответа.

Тесенин, в частности, спрашивал его, почему тот вводит суд в заблуждение, утверждая, что тринадцати физическим лицам, проживающим в доме № 7 по ул. Бабура, выплачены компенсации, тогда как лишь семьям из четырех квартир куплено другое жильё, а с остальными подписан договор «под котлован», что не может быть законным. (Это Давронбеков был вынужден публично признать.)

Особенно бурную реакцию зала вызвала неспособность защитника интересов компании «Universal parking masters» дать вразумительные ответы, когда адвокат Тесенин обратился к нему с просьбой прокомментировать, какое отношение его компания имеет к процессу признания какого-либо объекта историко-культурной ценностью и внесения его в государственный кадастр объектов культурного наследия. «Почему вы игнорируете требования статьи 49 Конституции Республики Узбекистан («Граждане обязаны оберегать историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистана. Памятники культуры охраняются государством») и иных законодательных актов, заявляя о том, что памятник культуры, т.е. дом № 7 по ул. Бабура, является «спорным строением», и то, что застройщикам ООО «Universal Packing Masters LLS», ООО «Jemchug House» и хокимияту г. Ташкента кто-то «мешает снести памятник культуры», тем самым «нарушая их права и интересы»?».

Всё вышесказанное относится и к неправомочности действий с внесением прокурорского протеста, а также с подачей апелляционных жалоб в суд со стороны застройщиков, что позволило им начать новую судебную тяжбу в надежде захватить территорию здания, охраняемый статус которого был восстановлен менее двух месяцев назад.

Департамент культуры: оценка не может быть пересмотрена

В официальном отзыве в административный суд города Ташкента по поводу апелляционного протеста прокуратуры Мирабадского района от 19 октября 2020 года и апелляционных жалоб ООО «Universal Packing Masters» и ООО «Jemchug House» на решение Мирабадского райсуда по административным делам от 14 сентября 2020 года (суд вынес решение завершить работу по включению дома в реестр исторических объектов, охраняемых государством) Департамент культурного наследия Министерства культуры РУз подчеркивает следующее (цитируем с сокращениями):

«Единственным компетентным органом, который правомочен принимать экспертное решение о признании дома объекта культурным наследием, является Научно-экспертный совет при Департаменте культурного наследия Министерства культуры.

Ни один иной орган или иное лицо не вправе давать экспертные оценки по вопросам, относящимся к прерогативе Научно-экспертного совета.

В протесте [прокуратуры] указывается, что решение суда первой инстанции (от 14 сентября 2020 г.) затрагивает интересы ООО «Universal Packing Masters».

Поскольку решением хокима г. Ташкента №1550 от 30.10.2018 г. ООО «Universal Packing Masters» для строительства многоэтажного жилого дома (с торговым и для оказания бытовых услуг комплексом) предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 0,28 га с возложением обязательства осуществить за свой счет снос жилых и нежилых зданий, расположенных по адресу: г. Ташкент, Яккасарайский район, ул. Бабура, 7.

Однако вышеприведенный вывод [какого] протеста является ошибочным, т.к. вопрос [о том] затрагивает ли решение суда права и обязанности других, не привлеченных к участию, зависит от предмета спора. Между тем предметом спора по настоящему делу является оценка правильности протокола №13 от 06.03.2020 г. с учетом ценности дома №7 как составной части среды улицы Бабура, согласно Венецианской Хартии.

Таким образом, решение №1550 не влияет на оценку дома №7 как объекта культурного наследия. В этой связи принятое судом первой инстанции решение не затрагивает интересы ООО «Universal Packing Masters», и данный застройщик не вправе обжаловать решение суда [первой инстанции].

Касательно апелляционной жалобы ООО «Jemchug House» следует отметить, что данная организация вообще не имеет какого-либо отношения к решению №1550, и наличие у нее договора о совместной деятельности с ООО «Universal Packing Masters» не дает ей право принимать участие в процессе оценки дома №7 как объекта культурного наследия», - указывается в документе.

Департамент культурного наследия подчеркивает, что земельный кодекс РУз не предусматривает возможности уступки (отчуждения) застройщиком права на земельный участок, предоставленного ДРУГОМУ застройщику. Таким образом, «договор совместной деятельности ООО «Universal Packing Masters» и ООО «Jemchug House» отвечает признакам такой уступки, что законодательством не допускается».

«Исходя из изложенного выше и руководствуясь статьями 200-223 КоАС (Кодекса об административном судопроизводстве – ред.) РУз, Министерство культуры обратилось к Ташкентскому городскому суду по административным делам с просьбой «оставить решение Мирабадского районного административного суда от 14.09.2020 г. без изменения, а апелляционный протест прокуратуры Мирабадского района г. Ташкента и апелляционные жалобы ООО «Universal Packing Masters» и ООО «Jemchug House» - без удовлетворения», - говорится в отзыве Департамента культурного наследия.

Суд может «не заметить» законодательства

Хотелось бы верить, что происходящему будет дана правовая оценка, и в истории с попыткой захвата и сноса дома №7 по улице Бабура наконец-то будет поставлена точка.

С юридической точки зрения вопрос о статусе этого объекта решен окончательно, так что в настоящее время застройщики пытаются найти «виновных», которые возместили бы им понесенные затраты.

Они могут попытаться предъявить претензии к Департаменту культурного наследия Министерства культуры о «компенсации ущерба», однако им следует трижды подумать прежде чем делать это. О какой материальной компенсации тут вообще может идти речь, если из-за своей неутолимой алчности они чуть было не уничтожили еще одну из остающихся немногочисленных культурно-архитектурных ценностей столицы.

По мнению ученых-специалистов, если даже дом с «охранным ордером» покинут все без исключения жители, то это всё равно не даст застройщикам права его сносить – согласно статье 132 («Уничтожение, разрушение, порча объектов материального культурного наследия») закона «Об охране и использовании объектов культурного наследия» от 3 декабря 2019 года.

Тем не менее не исключено, что ангажированный суд может проигнорировать законодательные положения, невыгодные для влиятельного застройщика.

В этом случае власти Узбекистана будут ничем не лучше современных вандалов Сирии или Афганистана...


Соб. инф.


Комментарии  

#1 Аргонавт 27.11.2020 05:34
Это не лисицы, а КРЫСЫ. Ничтожества, о каких сказано в стихотворении В.Стаховского "Великие и ничтожества".

Великие пути не выбирают –
Судьба им назначает свой маршрут.
Как в небе метеор, летя, сгорают,
Но их дела столетья не умрут.

Ничтожества, как дерево червями,
Облепят всяк возсевшего на трон
И славу воздадут ему песнЯми,
Но превратят в труху его нутро.
* * *
Цитировать | Сообщить модератору