Министр культуры Узбекистана пошел на поводу у компании Murad Buildings, намеревающейся снести дом, признанный памятником архитектуры

Воскресенье, 05 Июля 2020

В Ташкенте, возможно, станет одной культурно-исторической достопримечательностью меньше: история дома №7 на улице Бабура, построенного в 1935 году, а недавно признанного архитектурным памятником, похоже, подходит к концу. 

Подобный вывод напрашивается в свете аннулировании Министерством культуры решения Научно-экспертного совета Департамента культурного наследия о признании дома №7 охраняемым объектом. Дескать, будет создана новая «независимая» комиссия для исправления «допущенных ошибок» предыдущей. То есть послушная, которая подпишет всё, что требуется напористой строительной компании, стремящейся разрушить объект культурного наследия.

Напомним, что в апреле Минкульт утвердил заключение Научно-экспертного совета при Департаменте культурного наследия министерства по определению ценности дома №7 в качестве памятника архитектуры. Под личным руководством министра Озодбека Назарбекова, между прочим.

7 апреля Министерство культуры опубликовало оптимистичное заключение совета, утвержденное по поручению министра культуры, заверив, что «дом № 7 по ул. Бабура в г. Ташкенте будет сохранен как памятник архитектуры». Городская общественность праздновала победу.

1

Дом номер семь на улице Бабура

Впрочем, экспертных комиссий было две – они осматривали дом в феврале и апреле. В первом случае молодые специалисты в составе пяти человек (по установленному кворуму их должно было быть восемь) довольно быстро пришли к выводу, что дом не представляет исторической ценности. По настоянию жителей, которые сомневались в неангажированности экспертов, Департамент по культурному наследию провел новую оценку значимости объекта.

Благодаря заключению второй комиссии, в которую вошли авторитетные эксперты, дом был признан культурно-архитектурным памятником. После чего в присутствии ученых и представителей Министерства культуры на стене дома №7 установили мемориальную доску, гласящую, что он охраняется государством. А сотрудники Департамента культурного наследия даже поблагодарили жителей за активную позицию в сохранении исторического здания.

Однако решение второй комиссии отнюдь не отменяло первое, что и использовал застройщик в своей жалобе в прокуратуру, в связи с чем Министерству культуры пришлось созывать новую комиссию.

Сегодня памятник архитектуры мог бы спасти лишь один человек - президент Шавкат Мирзиёев. Однако он, по обыкновению, молчит – обращения выселяемых из своих квартир жителей на имя главы государства остались незамеченными. Примечательно, что, по его собственным словам, он «в течение долгих лет воспитывал Озодбека [Назарбекова]», в результате тот «созрел как министр-патриот, любящий свой народ и нацию».

Напомним, что речь идет о жилом «профессорском» доме в Ташкенте неподалеку от Педагогического университета имени Низами. Администрация (хокимият) Ташкента в 2018 году постановила передать земельный участок (0,4 гектара), на котором расположен этот дом, строительной компании Universal Packing Masters (UPM), действующей под брендом Murad Buildings, при условии достижения договоренности с жителями.

К последним явились представители компании-застройщика OOO Jemchug House («дочка» компании UPM, которая после вхождения в проект иностранного инвестора и учредителя (Özgüven Mimarlik) была преобразована в СП), подписавшие подрядный договор с UPM, и начали их «обработку». Они заявили, что так или иначе, но «вопрос сноса дома окончательно решен».

В итоге компании удалось склонить на свою сторону 13 собственников из 16, остальные трое наотрез отказались покидать свои квартиры, организовав кампанию по защите здания, некогда присутствовавшего в списке охраняемых государством архитектурных объектов.

В ходе разбирательств выяснилось, что дом №7 исключен из реестра наследия еще в 2007 году – на основании непрозрачного решения тогдашнего хокима Ташкента Абдукаххара Тухтаева. Официальной причиной этого называлась… квартирная приватизация (?!), которая, как всем известно, осуществлялась еще в начале 1990-х.

В пространном сообщении пресс-службы Министерства культуры от 30 июня текущего года черным по белому написано: предыдущее решение Научно-экспертного совета о признании дома №7 охраняемым объектом архитектурного наследия аннулируется.

2

Министр культуры Озодбек Назарбеков и президент Шавкат Мирзиёев

Более чем странное решение министра культуры Озодбека Назарбекова легко объяснимо. Компания-застройщик Jemchug house, уже считающая это место своей собственностью, уступать не намерена. Если культурное ведомство во главе с Назарбековым согласится признать жилой объект по улице Бабура памятником архитектуры, застройщик намерен взыскать с него компенсацию «за материально-моральный ущерб» - за выкуп квартир, выплату денег на проживание жителей и т.д., - в размере 10 миллиардов сумов (более $1 миллиона). Так что дело не якобы в допущенных ошибках экспертов, а в нежелании Минкульта конфликтовать с могущественным инвестором (Murad Buildings получает самые выгодные участки в столице, что наводит на мысль о родственной или финансовой связи её основателя Мурада Назарова с президентом Мирзиёевым), теряя при этом громадные деньги в качестве компенсации «за ущерб».

То есть, с одной стороны – интересы компании, к которой благоволит руководитель страны, назначивший министра культуры на его должность, с другой – возможный иск в миллион долларов.

Происходящее, не стало неожиданностью. Скорее, наоборот.

Ташкентский журналист Никита Макаренко на своей странице в Фейсбуке прокомментировал ситуацию следующим образом:

«Сегодня (3 июля – ред.) министр культуры отменил решение экспертов. И постановил провести новую экспертизу, с привлечением неких «независимых экспертов». При этом из состава Научного совета, принявшего правильное решение о сохранении исторического дома, выведены двое человек, давших заключение в пользу дома.

Как стало известно каналу «Эффект Макаренко» после беседы с помощником Назарбекова Нурбеком Шукуровым, из совета ушла ученая с мировым именем Мавлюда Юсупова.

Лично у меня нет никаких сомнений в том, что все это делается для того, чтобы уничтожить наше наследие в угоду застройщику и сиюминутной прибыли…».

Реакцией на сообщение журналиста стало множество гневных комментариев ташкентцев, требующих решения вопроса на основе закона.

«Еще месяц назад начальник отдела по обращениям граждан Минкульта заявил на встрече с жильцами, что будут отменены оба решения. То есть результат так называемого «внутреннего» расследования был ясен заранее? Работники Минкульта тянули время и делали вид, что выявляют нарушения экспертов. Пусть озвучат, на основании каких нарушений было отменено заключение Департамента. Эксперты Научного совета утверждаются Кабмином. Какие такие «независимые» эксперты будут проводить экспертизу?»;

«Не понимаю, как министр может отменить решение органа, ему не подотчетного? Отменить решение можно на основе решения суда. Полагаю, действие заключения Департамента еще в законной силе. А еще все полномочия, функции и задачи Минкульта в этой сфере уже более месяца назад переданы Департаменту»;

«Что же это за министерство культуры, которое не признаёт решение своих же экспертов? А теперь наймут с улицы «независимых», которые вынесут необходимое им решение»;

«Какими юридическими нормами руководствовался министр, когда отменял заключение Научно-экспертного совета? Ведь президент своим постановлением №4068 наделил Департамент юридической самостоятельностью, а его экспертов - правами и обязанностями государственных судебных экспертов!».

Вывод напрашивается сам собой: так называемая повторная экспертиза – не более чем ширма для успокоения общественности, решение давно готово. Министр, «воспитанный» самим президентом, при необходимости выбора скорее пожертвует еще десятком таких культурно-исторических памятников, нежели попытается проявить мужество и характер, идя наперекор влиятельному застройщику.

Статьи по теме:

Объект культурного наследия в Ташкенте искусственно доводится до разрушения 

Министр культуры, вопреки ранее принятому заключению считать дом по улице Бабура памятником архитектуры, похоже, встал на сторону застройщика 

Alerte Héritage: «Дом №7 по улице Бабура в Ташкенте – часть сохранившейся среды 1930-х-начала 1960-х годов» 


Соб. инф.


Комментарии  

#1 baxa 05.07.2020 22:13
Ташкент, как столица, да и другие обл. центры во время т.н. независимости , стали местом диких экспериментов по уничтожению культурно-исторических здании и целых обжитых кварталов, по уничтожению ценных пород вековых деревьев, только на том основании , что какому-то необразованному выскочке из глухого кишлака, усевшемуся в кресло хокима ,нужно заработать. С такой политикой властей наша страна далеко не уедет. Возмущению народа и его терпению скоро придет конец. И , тогда только эти бездари поймут , что с народом долго шутить нельзя, возмездие настигнет каждого из них, от самого до самого...
Цитировать | Сообщить модератору