Международные правозащитные организации призвали президента Мирзиёева наложить вето на закон о «нежелательных» иностранцах

Пятница, 05 Июля 2024

Норвежский Хельсинкский комитет и 28 правозащитных организаций призвали президента Мирзиёева наложить вето на закон о «нежелательных» иностранцах, открывающий путь к высылке и произвольному запрету на деятельность иностранных журналистов.

Авторы обращения и подписавшиеся под ним организации, защищающие права человека, выразили глубокую обеспокоенность в связи с недавним одобрением Олий Мажлисом, нижней палатой парламента Узбекистана, нового закона о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, поскольку эти поправки являются вопиющим нарушением международных стандартов свободы слова и несут в себе серьезный риск изоляции страны.

1

Парламент Узбекистана (Олий Мажлис) Фото fondngo.uz

25 июня 2024 года Олий Мажлис одобрил законопроект, регулирующий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Узбекистане. Быстро проведя требуемые второе и третье чтения законопроекта, депутаты приняли поправки к действующему законодательству, которые предоставят властям полномочия определять иностранных граждан как «нежелательных» в Узбекистане и вводить пятилетний запрет на поездки для любого иностранца за нечетко определенные правонарушения, такие как «унижение чести, достоинства или исторического наследия народа Узбекистана». Теперь законопроект поступит на утверждение в Сенат, а затем попадет на подпись президенту Мирзиёеву.

Правозащитные организации считают, что новый закон может быть использован для произвольного отказа в доступе в страну международным правозащитникам, журналистам, ученым, юристам, исследователям; фактически - всем тем, кто поддерживает борьбу за права человека в Узбекистане и сообщает об их нарушении, о коррупции, злоупотреблении властью, социально-политической обстановке, правах женщин, окружающей среде и других политически чувствительных вопросах. Принятие положений о введении запрета на въезд иностранцам, которые проливают свет на ситуацию с правами человека внутри страны, представляет собой резкий отход от недавней политики президента Мирзиёева по выводу страны из изоляции, открытости и взаимодействию с международным сообществом.

В обращении подчеркивается, что эти поправки противоречат международным обязательствам Узбекистана в области прав человека в отношении свободы слова. Если они будут подписаны президентом, они могут серьезно ограничить свободное передвижение и международный обмен, способствовать повторной изоляции Узбекистана на международном уровне, подорвать конструктивный диалог с международными правозащитниками, журналистами, учеными и другими лицами. Такие меры также нанесут ущерб международной репутации Узбекистана.

Согласно заявлению пресс-службы Олий Мажлиса, поправки были внесены в целях «обеспечения мер по обеспечению государственного суверенитета и территориальной целостности Узбекистана». Действия, которые могут повлечь за собой определение как «нежелательные», включают публичные выступления, заявления или иные действия, которые «подрывают государственный суверенитет, территориальную целостность или безопасность Узбекистана», разжигают «межгосударственную, социальную, национальную, расовую или религиозную вражду» и «унижают честь, достоинство или историческое наследие народа Узбекистана».

В соответствии с этими поправками любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, находящееся на территории Узбекистана или за рубежом, могут быть признаны «нежелательными» и им будет запрещен въезд в Узбекистан. Дополнительные ограничения включают запреты на открытие банковских счетов, приобретение имущества, участие в приватизации государственных активов и вступление в финансовые и договорные отношения в Узбекистане сроком на пять лет. Если иностранные граждане окажутся признаны «нежелательными», это может привести к аннулированию их законных прав на проживание и последующей депортации из страны.

В предлагаемом законодательстве также излагаются основания и процесс депортации лиц, считающихся «нежелательными». После получения уведомления от Министерства иностранных дел об их назначении иностранцы должны будут добровольно покинуть Узбекистан в течение 10 дней. Невыполнение этого требования приведет к депортации, включающей принудительное выдворение из страны.

Законопроект был представлен на фоне общего ухудшения ситуации с правами человека в Узбекистане. Хотя после прихода к власти президента Мирзиёева в 2016 году был достигнут определенный первоначальный прогресс в защите прав человека, в последние годы власти Узбекистана все чаще подавляют свободу слова и свободу СМИ, заключая в тюрьмы мирных критиков, а правозащитники регулярно сообщают о запугиваниях и преследованиях. В индексе свободы прессы за 2024 год, составленном организацией «Репортеры без границ», Узбекистан занимает 148-е место из 180, что является заметным снижением с 2023 года. Два года назад власти применили чрезмерную силу для подавления протестов в автономном регионе Узбекистана Каракалпакстан, где основные свободы подвергаются особому давлению, а журналистика исчезает из-за усиливающихся репрессий.

В последние годы власти также произвольно запрещали въезд в страну некоторым журналистам, исследователям и правозащитникам, включая граждан Узбекистана, проживающих за рубежом, и иностранцев.

В 2018 году пограничники отказали во въезде 60-летнему беженцу Мухиддину Курбанову, сославшись на аннулирование его узбекского гражданства. Другие даже не получили объяснений по поводу подобных отказов. В 2019 году во въезде было отказано переводчику и исследователю уйгурского языка Евгению Бунину, который ранее работал над нарушениями прав человека в Синьцзяне (Китай), и журналисту Радио Озодлик (узбекская служба Радио Свободная Европа/Радио Свобода) Умиду Бобоматову, в обоих случаях без объяснения причин запрета. Также в 2019 году власти допросили и депортировали писателя и бывшего члена парламента Насрулло Саидова по его прибытии в международный аэропорт Ташкента.

В 2021 году власти Узбекистана приостановили аккредитацию польской журналистки Агнешки Пикулицкой-Вильчевской, известной своим сотрудничеством с крупными англоязычными изданиями, такими как The Guardian, Al-Jazeera, The Diplomat и Eurasianet, поскольку ее репортажи якобы «унижали честь и достоинство граждан Узбекистана», а затем выслали ее из страны и ввели запрет на въезд в Узбекистан. В следующем году количество лиц, которым запретили въезд без каких-либо оснований, значительно возросло. В 2023 году различные пограничные контрольно-пропускные пункты в Узбекистане отказали во въезде британской журналистке узбекского происхождения Шахиде Тулягановой, активисту и политическому беженцу Исокжону Закирову и казахстанскому правозащитнику Галыму Агелеулову, которые документировали нарушения прав человека в Каракалпакстане. Власти также запретили журналисту узбекской службы Радио Свобода Умиду Бобоматову въезд в Узбекистан во второй раз.

Авторы обращения и подписавшиеся:

Норвежский Хельсинкский комитет, Civil Rights Defenders (Защитники гражданских прав), Международное партнерство по правам человека, Хельсинкский фонд по правам человека (Польша), Свобода для Евразии, Свобода сейчас, Группа по правам меньшинств в Европе, Article 19, Ассоциация «Права человека в Центральной Азии», Репортеры без границ (RSF), Юристы для юристов, Узбекский форум по правам человека, Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности, Общественное объединение «Бир Дуйно-Кыргызстан», Правозащитный центр «Вясна» (Беларусь), Общественное объединение «Достоинство» (Казахстан), People in Need (Помощь нуждающимся), Туркменский Хельсинкский фонд по правам человека, Шведская сеть ОБСЕ, Албанский Хельсинкский комитет, Македонский Хельсинкский комитет, Центр по правам человека (ЦПЧ) Грузия, Freedom Files (Польша), Austausch eV – За европейское гражданское общество, Центр прав человека ЗМИНА (Украина), Общественный вердикт (Россия), Центр защиты прав человека «Мемориал», Ассоциация «Промо-Лекс», Front Line Defenders (Защитники первой линии).

Статьи по теме:

Нижняя палата парламента Узбекистана приняла закон против «нежелательных» иностранцев


Соб. инф.