Кыргызская Республика убила правозащитника Азимжана Аскарова

Воскресенье, 26 Июля 2020

25 июля в больнице исправительной колонии N47 Бишкека скончался 69-летний правозащитник Азимжан Аскаров. Будучи этническим узбеком, он был приговорен к пожизненному заключению по сфабрикованным обвинениям в разжигании межнациональной розни, организации массовых беспорядков и соучастии в убийстве сотрудника милиции в городке Базар-Курган на юге Кыргызстана во время узбекских погромов летом 2010 года. 

Адвокат правозащитника Валерьян Вахитов в интервью радио Азаттык (киргизской службе радио Свобода) сообщил, что в последний раз видел своего подзащитного 22 июля, когда навещал его в колонии N19. «Его привели, точнее, принесли на руках двое сотрудников учреждения. Мы разговаривали через стеклянную перегородку по телефону. Вид у него был очень больной, он даже ходить не мог», - рассказал Вахитов.

По его словам, Аскаров «еле дышал» и жаловался, что с трудом сидит. Вахитов написал заявление на имя начальника колонии с требованием провести срочное медицинское обследование правозащитника.

После начала пандемии коронавируса правозащитники дважды обращались к руководству Кыргызстана с просьбой освободить Аскарова. Они отмечали, что его состояние усугубилось примененными к нему пытками и бесчеловечным обращением. Однако их просьбы были проигнорированы.

В пресс-релизе Государственной службы исполнения наказаний (ГСИН) при правительстве Кыргызской Республики утверждается, что Аскарова принудительно перевели в больницу, где ему поставили предварительный диагноз «внебольничная правосторонняя пневмония». Правозащитник был подключен к кислородному концентрату, но, как утверждают в ГСИН, «категорически сопротивлялся и самостоятельно срывал маску».

По сообщению ГСИН, утром 25 июля он повторно отключил кислородный концентрат и спустя час умер. Окончательная причина смерти будет установлена после вскрытия и проведения судебно-медицинских экспертиз. В ведомстве добавили, что среди «спецконтингента» официально зарегистрированных случаев заражения COVID-19 не зафиксировано, «однако имеются единичные случаи заболевания пневмонией».

Также отмечается, что у Аскарова был целый ряд заболеваний: атеросклеротический кардиосклероз, атеросклероз коронарных сосудов и сосудов головного мозга, дисциркулярная энцефалопатия, хронические холецестит, панкреатит и пиелонефрит левой почки. Несмотря на весь этот печальный список, киргизские власти упорно отказывали в освобождении пожилого и тяжело больного человека, хотя неоднократно амнистировали и отпускали на волю прямых убийц.

1

Азимжан Аскаров. Фото Алишера Сиддикова

До своего ареста Азимжан Аскаров возглавлял правозащитную организацию «Воздух» и был известен расследованиями пыток, совершаемых милицией. Во время узбекских погромов на юге Кыргызстана в июне 2010 года, в результате которых погибли около 470 человек, Аскаров призывал строить баррикады – чтобы не допустить киргизских погромщиков в его родное село Базар-Курган, населенное этническими узбеками. По некоторым сообщениям, он также документировал случаи насилия и грабежей в Базар-Кургане.

Правозащитника задержали 15 июня 2010 года, спустя два дня после того близ села был убит сотрудник милиции Мыктыбек Сулайманов и после того как погромщики вошли в Базар-Курган, где сожгли от 204 до 240 узбекских домов и убили 20 человек, включая одного русского. Помимо Аскарова, обвинения были предъявлены семи этническим узбекам. Обвинение в основном опиралось на показания местных сотрудников милиции.

Защитники Аскарова настаивали, что обвинения против него полностью сфабрикованы, и утверждали, что у него есть алиби, доказывающее, что в момент убийства милиционера он был у себя дома, однако все заявления адвокатов игнорировалась «этнически чистыми» киргизскими судами в угоду националистам, расценивавшим удачно проведенные погромы как показательное наказание узбекского населения страны.

После задержания Аскаров в течение долгого времени подвергался пыткам и избиениям.

В сентябре 2010 года так называемый «суд» приговорил правозащитника к пожизненному заключению. Решение суда было полностью переписано из обвинительного заключения.

Еще несколько фигурантов дела - не из тех, что грабили и жгли Базар-Курган, а из тех, что пытались его защищать, а также из тех, кто был обвинен в убийстве киргизского милиционера, - получили сроки от четырех лет до пожизненного. В 2016 году Комитет ООН по правам человека заключил, что Аскаров подвергался пыткам, а также был лишен права на медицинскую помощь и беспристрастное правосудие и призвал власти Кыргызстана пересмотреть дело. Аскарова поддержали киргизские правозащитники, не побоявшиеся выступить против агрессивной националистической черни, и международные организации.

После этого Верховный суд Кыргызской Республики провел повторное судебное разбирательство, совершенно фиктивное, оставив приговор без изменений.

Последующие попытки добиться пересмотра приговора завершались тем же: судьи, судя по скоротечности этих процессов, даже не читали приговоров и обвинительных заключений, а просто проштамповывали решение первой инстанции.

В стране почти не скрывалось, что это заказ действующей власти. Все три киргизских президента с 2010 года – Отунбаева, Атамбаев и Жээнбеков - намеренно содействовали тому, чтобы невинно осужденный человек оставался в заключении, всемерно потакая своему электорату, в значительной мере состоящему из оголтелых националистов.

В 2015 году Аскаров стал лауреатом премии Госдепартамента США «Защитник прав человека», после чего премьер-министр Кыргызстана Темир Сариев подписал постановление правительства о денонсации межправительственного соглашения о сотрудничестве с Соединенными Штатами, подписанного двумя странами в 1993 году. До этого МИД КР предупреждал США о намерении денонсировать договор из-за награждения Азимжана Аскарова.

Правозащитнику мстило и в конце концов убило его именно киргизское государство, Республика Кыргызстан как таковая. Он стал жертвой политических репрессий по этническому признаку.

И еще. Едва ли не всю свою сознательную жизнь Аскаров занимался защитой этнических узбеков. Когда же его арестовали, а затем посадили, за него не вступились ни общество, ни правительство, ни первый и ни второй президент Узбекистана. Оказалось, что его судьба им глубоко безразлична…

Статья по теме:

Погром в Базар Кургане. Кого защищала киргизская милиция 


Соб. инф.