«В Женеве прошла предварительная сессия по Универсальному Периодическому Обзору (#УПО) по Узбекистану. Что такое УПО? Это обзор, который представляет каждое государство в Совет по правам человека ООН о том, как оно, это государство, выполняет свои обязательства и обязанности в области прав человека. Последний УПО Узбекистан представлял в 2018 году. На УПО правительство готовит свой так называемый Национальный Доклад, неправительственные организации пишут свои тематические доклады, международные эксперты дают свои замечания. Совет собирает всю информацию со всех сторон, и делает рекомендации.
Мы от группы Ташкент-Снос сделали два доклада: один по принудительным выселениям и несправедливым судам, второй о нарушениях при выделении /отъёме земельных участков, об отсутствии контроля за строительными работами, и о том, к чему это все привёло - сотни обманутых вкладчиков, постоянные аварии на электросетях, нехватка газа и воды, резкое ухудшение экологической обстановки, плохое качество строительства, что уже повлекло за собой смерти граждан.
Национальный Доклад от Узбекистана пока не опубликован. Тем не менее на этой предварительной сессии выступила делегация от Узбекистана, полагаю, сотрудники постоянной миссии Узбекистана при ООН. И, как вы догадываетесь, всё у нас прекрасно! 90% (или больше) положений международных конвенций имплементировано в наше законодательство!
«А что толку?» - сказала я. Закон на бумаге у нас просто великолепен: Жилищный кодекс, Конституция, Земельный кодекс, законы о частной собственности - все сплошняком защищают права собственника. На бумаге. Однако в реальной жизни и госорганы, и хокимияты (администрации – ред.), и - самое главное - судебные органы эти законы просто растаптывают в пыль.
Было очень трудно уложиться в те 5 минут, которые выделяли для доклада о сносах, тема-то обширная. Тут нарушения и права на жилище, и права на доступ к честному суду, и права на неприкосновенность частной жизни и жилища, и права на информацию и участие в общественной жизни, и права на здоровую экологическую среду, и права на культурное наследие, и права на труд... Я сказала, что раз государство в лице своих госорганов, органов местной власти и судебных органов, так сильно и обильно нарушает своё же собственное законодательство, значит, речь идёт о коррупции и отмывании денег. «К вам же, в ваши благоустроенные страны, приедут наши коррупционеры со своими отмытыми деньгами. У ваших же инвесторов, поверивших нашему правительству, могут изъять собственность», - предупредила участников пре-сессии.
Организаторы этой пре-сессии (как видно на скрине из их Твиттера) сделали вывод, что государству надо усилить контроль над застройщиками. Понятно, что Твиттер накладывает ограничения в тексте. Но в принципе, неплохой вывод: если усилить всесторонний контроль за застройщиками, убрать всякие ненормальные преимущества и потворство их капризам, то проблема сносов утихнет. Так произошло в Азербайджане, как рассказывали мне их активисты. Там тоже несколько лет назад власти буйствовали, сносили много домов, людям платили копейки. Но упорная борьба жителей и их жалобы во все инстанции, включая международные, утихомирили аппетиты застройщиков.
Я лично попросила всех участников пре-сессии сделать рекомендацию: государство должно соблюдать свое собственное национальное законодательство и запретить судьям жонглировать словами из законов».
Фарида Шарифуллина
Комментарии