70-летняя активистка из Ангрена была задержана во время спецоперации, похожей на поимку опасного террориста

Понедельник, 28 Июня 2021

Пожилая пенсионерка-общественница и бывший медик Каромат Аширова, известная среди жителей Ангрена (промышленный города в Ташкентской области) как «сестра-писательница», 21 июня была задержана и принудительно вывезена из своего дома №77 по улице Хулкар в ходе оперативного мероприятия, организованного против нее сотрудниками внутренних дел, словно матерая уголовница. Её вывели из дома и затолкали в стоявшую машину с решетками не менее 40 силовиков в черной униформе и во всеоружии. 

Об этой дикой истории рассказывается в видеорасследовании интернет-издания Effect.uz, куда после случившегося обратились родственники активистки и те, кому она оказывала реальную помощь.

1

Каромат Аширова с внуками

По словам жителей, с которыми удалось пообщаться репортерам, «пишущая» женщина пользовалась огромной популярностью, поскольку старалась по мере сил и возможностей помогать всем, кто к ней обращался.

«Лично я поделилась с ней своей болью, что вот уже на протяжении 19 лет проживаю в здании заброшенного завода, так как у меня нет дома. Таких, как я, 250 человек. Видя, как мы мучаемся с этой проблемой, и, сочувствуя нам, Каромат-опа (уважительное обращение к старшим по возрасту в Узбекистане – ред.) вместе с нами добралась даже до руководства областного хокимията (администрации – ред.)»;

«До этого я обращалась к нашему хокиму каждую неделю, всего 13 раз. Про тщетные визиты в махаллю (квартальный комитет – ред.) и говорить не приходится. Никто из них не помог. Тогда я пришла просить нашу «сестру» о помощи. Когда я голодала [вместе с семьёй], Хаджи-она (верующая женщина, совершившая хадж в Мекку и пользующаяся авторитетом в местном сообществе – ред.) сама привозила нам домой муку мешками. В дни, когда мне было плохо, она обязательно справлялась обо мне. Она просто хотела помочь бездомным людям»;

«Ни виртуальная приемная, ни другие официальные организации не смогли помочь. Наша ситуация просто критическая. Мы никем не приходимся Каромат-опе, но она не преступница, она [наоборот] отстаивала интересы народа. Мы сейчас пришли сюда, как только узнали про вчерашнюю дурную новость (произвол с задержанием пожилой активистки – ред.), чтобы выразить солидарность в такой непростой для нее ситуации», - наперебой рассказывают женщины, собравшиеся в доме Каромат Ашировой на следующий после случившегося день, на камеру.

«Я очень горжусь своей сестрой. Это женщина, совершившая хадж, читающая намаз и желающая добра для всех. Недавно ей исполнилось 70 лет. 38 лет проработала врачом. До сих пор люди ее благодарят за профессиональную работу. А ее задерживали как террористку – ряды одетых во всё черное и в масках «штатских» тянулись с начала улицы и до конца, нам не давали даже шелохнуться, будто моя сестра кого-то убила или ограбила! Даже в моем доме провели обыск. Зачем? Для чего? Что искали? Я – обычная пенсионерка, живу на пенсию в 570 тысяч сумов (немногим больше $50). Хотя настоящие бандиты и воры – чиновники сами и есть, стрелять их надо – весь город уничтожили…».

«Сколько больниц закрылось [в последнее время] в нашем городе. Например, инфекционная больница в Ангрене раньше была переполнена до предела, но сейчас её переместили в маленький объект. При этом численность населения ведь выросла в разы. Теперь больные не знают, куда им податься в случае надобности (инфекционные болезни никуда не делись – ред.). То же – с рядом других закрытых [по не известным причинам] лечебных учреждений», - говорит Зухра Акбарова, родная сестра Каромат Ашировой.

По словам Акбаровой, ее сестра вышла к местной власти с предложением разместить нуждающихся в жилье в пустующих заброшенных зданиях в городе – люди даже готовы сами, за свой счет, их обустроить. Однако некоторым [чиновникам] это не нравится, и они интерпретируют ее инициативу по-своему.

«Нет абсолютно никакого порядка и на рынке в Ангрене. У продавцов бесстыжим образом изымают большую, чем положено, сумму. Работающие здесь «паттачи» (сборщики денежных пошлин за торговые места – ред.) вам не позволят взвешивать товар на своих весах. Торговцев, прибывших сюда из других регионов [у которых цены значительно ниже], руководство рынка не пускает, придумывая разные причины, и преследуя исключительно собственные корыстные цели и выгоду. Моя сестра не раз обращалась в местный хокимият и множество других госорганов, чтобы добиться выделения торговых точек для бедствующих сирот и инвалидов. Но в таких случаях у, казалось бы, «бесхозных» мест вдруг обнаруживался совсем не бедствующий «хозяин», которому предпочтительнее заниматься перепродажей, накручивая на продукцию «кусающие» цены», - сетует Зухра Акбарова.

«Ангрен превращается в бесхозный город. Город уничтожается. Население растет, а развития при этом нет. Потому что повсюду коррупция. «Вина» моей сестры лишь в том, что она заботилась о нуждающихся и совершала благие дела!» - заключает она.

На кадрах видеозаписи видно, как возмущенные случившимся выступающие сменяют друг друга.

В своем интервью журналисту дочь Каромат Ашировой, Севара (возможно, Нигора – слышно не отчетливо), также с гордостью признает, что ее мать – признанная во всей округе защитница прав нуждающихся.

«Моя мама была такой же принципиальной и честной, как сейчас, еще в советские времена. Всегда помогала людям, даже вещами, помню, как она подарила [одной семье] телевизор из дома. Мама принудительно была увезена из собственного дома при участии огромного числа силовиков, будто совершила какое-то варварское злодеяние. Только потому, что, видя факты несправедливости к людям и думая об их интересах, не могла промолчать – спорила с должностными лицами рынка, руководителями разных организаций. (…) Кстати, благодаря именно ее вмешательству в Ангрене остановили процесс сноса трех еще крепких зданий общежития советской поры (они могли бы простоять еще много лет – почему бы не отдать в эксплуатацию бездомным семьям?). (…) Местные жители прекрасно знают, каким образом директор рынка нажил целое состояние!» - говорит молодая женщина.

Редакция Effect.uz попросила Министерство внутренних дел, Генеральную прокуратуру и ряд других органов власти провести тщательное исследование дела Каромат Ашировой. Арест женщины такого возраста в Узбекистане происходит, насколько известно, впервые.


Соб. инф.