Заброшенное чеченское кладбище в Узбекистане

Четверг, 23 Февраля 2023

23 февраля 1944 года началась операция «Чечевица» - насильственное перемещение вайнахов (чеченцев и ингушей) в другие районы СССР – на территорию нынешних Казахстана и Кыргызстана. Почти полмиллиона человек были погружены в вагоны и отправлены в долгий путь, а их национальная автономия ликвидирована. Разрешение вернуться они получили лишь через тринадцать лет – в 1957 году. В двух вышеупомянутых государствах поныне существуют вайнахские общины. А в Узбекистане остался, возможно, единственный след присутствия высланных кавказских горцев – небольшое кладбище в Бостанлыкском районе Ташкентской области.

Оно находится поблизости от Чарвакского водохранилища и расположенного там «святого места», посещаемого с весны до осени религиозными паломниками. Если пройти за него подальше, через сады, – перед глазами предстанет большая поляна с несколькими десятками холмиков – те самые захоронения. Сохранились пять-шесть намогильных знаков, правда, разобрать надписи непросто – они на арабице. Кладбище выглядит запущенным, но местные жители говорят, что иногда кто-то приезжает навестить могилы близких. Верится в это с трудом.

1

Святое место

Высланные чеченцы и ингуши жили и в других местах тогдашней Узбекской ССР, например, в городе Сырдарье (в 1956-м Сырдарьинской области была передана часть территории Казахстана, включая т.н. Голодную степь), однако своего кладбища там у них не было: хоронили на обычных мусульманских, суннитских. То обстоятельство, что возле Чарвакского водохранилища имеется отдельное, говорит о том, что неподалеку было чеченское поселение. Стоит вспомнить, что ранее район назывался Бостандыкским и до 1956 года принадлежал Казахстану. По некоторым данным, чеченцы жили в Бричмулле и работали на добыче марганца, вроде бы его там добывали.

Депортации с Кавказа предшествовало массовое противодействие вайнахов важным для советского руководства инициативам, а именно кампании коллективизации. С 1921 по 1940 годы в Горской, затем Чечено-Ингушской АССР, произошло не менее шести крупных повстанческих выступлений. В октябре 1941-го года вспыхнули два отдельных антисоветских восстания в пяти районах под предводительством Хасана Исраилова и Маирбека Шерипова, направленных, прежде всего, против колхозного строя. В начале 1942 года Исраилов и Шерипов объединились, образовав «Временное народно-революционное правительство Чечено-Ингушетии». В августе-сентябре 1942-го почти во всех горных районах автономной республики были распущены колхозы, к восстанию Исраилова и Шерипова примкнули несколько тысяч человек, в том числе десятки советских функционеров.

Через несколько месяцев после того как войска нацистской Германии были оттеснены с Кавказа, 29 января 1944 года нарком внутренних дел Лаврентий Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей»; два дня спустя вышло постановление Государственного комитета обороны о депортации чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. НКВД СССР поручалось направить в первую из этих республик до 400 тысяч «спецпереселенцев», во вторую – до 90 тысяч. Вместе со своими помощниками Берия прибыл в Грозный и лично командовал операцией в которой были задействованы армейские части в составе 100 тысяч человек, и до 19 тысяч оперативных работников НКВД, НКГБ и «Смерша».

2

Высылка чеченцев сопровождалась актами ужасающего насилия.

Рапорт начальника Галанчожского оперсектора Алексея Гранского заместителю наркома государственной безопасности Богдану Кобулову. 28 мая 1944 года:

«22 марта на хуторе Геличи Галанчожского района курсант Синица по приказанию мл. лейтенанта Струева и сержанта Сидорова расстреляли больного Гайсултанова Изнаура, Джабаска Демилхана - калеку, Гайсултанова Умара - восьмилетнего мальчика. Из них старик и мальчик были заколоты штыками.

19 апреля 1944 г. этой же группой в районе хутора Геличи были расстреляны еще два неизвестных чечена.

В хуторе Амки Галанчожского района оставалось после переселения пять женщин-старух, которые по состоянию здоровья не могли следовать на пункты сбора.

Бойцами этого же полка подразделения дислоцированных в Амки, Ялхороевский с/совет, через трубу в топящую печь бросали боепатроны, которые рвались и убивали находящихся в избах жильцов.

По неуточненным данным, курсанты этого же подразделения, находившиеся в Начхоевском с/совете Галанчожского района, произвели самочинный расстрел больных и калек до 60 человек».

3

Официальные сведения гласят, что в ходе операции были убиты 780 человек, арестованы 2016 представителей «антисоветского элемента», изъято более 20.072 единиц огнестрельного оружия. Скрыться в горах сумели 6544 жителей автономии.

Но даже дорога оказалась крайне тяжелой для сотен тысяч людей, которых везли чрезвычайно долго, в условиях скученности, плохого питания и антисанитарии. Вспыхнули заразные болезни, унесшие множество жизней.

«В переполненных до предела «телячьих вагонах», без света и воды, почти месяц следовали мы к неизвестному месту назначения...», - рассказывал заведующий отделом бывшего Северо-Осетинского обкома КПСС ингуш X. Арапиев («Кавказский Узел»). – «Пошел гулять тиф. Лечения никакого, шла война... Во время коротких стоянок, на глухих безлюдных разъездах возле поезда в черном от паровозной копоти снегу хоронили умерших (уход от вагона дальше, чем на пять метров, грозил смертью на месте)».

Исса Кодзоев, высланный с семьей из села Ангушт Чечено-Ингушской АССР, вспоминал, что на каждой станции, когда поезд на 15-20 минут останавливался, входили солдаты и проверяли, нет ли умерших. Люди скрывали, потому что надеялись предать тела земле по-человечески там, куда прибудут. У одного мужчины умерла мать, он положил ее к стенке, прикрыл одеялом, а сам лег к ней спиной - надеялся, что ее не найдут. По словам Иссы, солдаты отобрали у него тело матери и выбросили в снег. Если кто-то сопротивлялся и не отдавал умершего, раздавались автоматные очереди. «С нами не нянчились: малейшее недоразумение и несогласие - расстрел. Конечно, везти трупы две-три недели невозможно. На больших станциях их сгружали на пол, а на малых, где не было помещений, родственники зарывали тела прямо в снег. Обязательно читали молитву, но уже потом, в поезде».

Доклад начальника конвойных войск НКВД Виктора Бочкова наркому внутренних дел Лаврентию Берии. 21 марта 1944 года:

«В пути следования народилось 56 человек, сдано в лечебные заведения на излечение 285 человек, умерло 1272 человека, что составляет 2,6 человека на 1000 перевезенных. По справке Статистического управления РСФСР смертность по Чечено-Ингушской АССР за 1943 год составляла на 1000 жителей 13,2 человека. Причинами смертности в пути являются:

1. Преклонный и ранний возраст переселяемых, вследствие чего отсутствовала необходимая сопротивляемость их организма изменившимся атмосферным и бытовым факторам.
2. Наличие среди переселяемых больных хроническими заболеваниями (пороки сердца с явлениями декомпенсации, склероз мозговых сосудов, туберкулез, язвенная болезнь желудка и др.).
3. Наличие физически слабых от рождения или перенесших разные изнуряющие болезни.

Происшествия в пути:

Заболевание переселяемых сыпным тифом, вследствие чего от 35 эшелонов было отцеплено 70 вагонов (2896 человек) для изъятия заболевших и проведения санитарной обработки. После чего эти вагоны были прицеплены к другим проходящим эшелонам».

В общей сложности в ходе переселения погибли тысячи людей, в основном из-за тяжелых условий быта на спецпоселении (отсутствие жилья, недостаток еды, медицинской помощи, одежды и предметов первой необходимости).

Чечено-Ингушская АССР была упразднена, а ее земли отошли к вновь созданной Грозненской области, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР и Грузинской ССР. В январе 1957 года автономную республику воссоздали, хотя и в несколько измененных границах. В конце 1950-х-начале 1960-х большинство чеченцев и ингушей вернулись в родные края.

4

Добавим, что переселения «неблагонадежных» народов широко применялись руководством СССР в конце 1930-1940-х годах. В наших публикациях мы рассказывали о депортированных немцах, корейцах и крымских татарах, в этот список можно добавить и многие другие народы, прежде всего, балкарцев, турок-месхетинцев, калмыков, курдов, понтийских греков.

Принудительные переселения тех или иных этнических групп не были изобретением большевиков. Сталин был родом из Грузии и хорошо знал, что подобный метод борьбы с «внутренними врагами» испокон веков практиковался в соседнем Иране, где беспокойные с точки зрения власти племена или народности переселялись поближе к центру или наоборот на окраину, и в Турции (яркий пример - депортация христиан в начале XX века). Обычным делом это было и в Средней Азии. Хивинские ханы, овладевая на время бухарской территорией, угоняли в своё государство тысячи её жителей. А бухарский эмир Шах-Мурад, захватив в конце XVIII-го века Мерв, увел в Бухару 15 тысяч мервцев; через 21 год его сын эмир Хайдер завоевал Мерв вторично и отправил в эмират часть остающегося населения (другая часть ушла в Мешхед).

В общем-то понятно, что руководители СССР попытались решить «проблему» с чеченцами и ингушами, не хотевшими подчиняться советской власти, и услать их куда-нибудь подальше, туда, где они не могли бы причинить крупных неприятностей. Тем не менее, депортация, как это было определено законом Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов», – являлась безусловным преступлением. Европейский парламент в своей рекомендации об отношениях между ЕС и Россией в 2004 году постановил, что переселение чеченцев, совершенное по приказу Сталина, представляет собой акт геноцида, согласно 4-й Гаагской конвенции 1907 года и Конвенции о предотвращении и пресечении преступлений геноцида, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 9 декабря 1948 года. Соответственно, никаких оправданий здесь быть не может.

Фото Алексея Волосевича


Соб. инф.